Туроператор банкротство

Эксперты: после новогодних праздников начнётся массовое банкротство туроператоров

Туроператор банкротство

Тревожные «звоночки» о критическом состоянии туризма разносятся по всей Европе, включая Россию.

Последний сигнал прозвучал из Ирландии: глава Национального агентства по развитию туризма Fáilte Ireland Пол Келли предупредил местных сенаторов о «быстром росте» кризиса в туристической отрасли, который приведет многих туроператоров к разорению уже сразу после Рождества.

Напомним, что «ковидный» кризис уже существенно «проредил» туроператоров в Германии и на Скандинавском полуострове.

В России также наблюдается массовый уход туроператоров с рынка, пока негромкий, но эксперты прогнозируют кризис в начале следующего года – с февраля по апрель, когда для туроператоров подойдёт очередное время пополнять фонды Турпомощи и покупать фингарантии, однако на это нет денег, да и страховые компании уже предупредили, что продавать финагрантии больше не планируют.

В Ирландии глава Fáilte Ireland пояснил парламентскому Комитету по туризму, что в 2020 году отрасль потеряла сотни тысяч рабочих мест, а также около 6 миллиардов евро. «Мы уже видели несколько случаев банкротства, и мы увидим их быстрое ускорение после Рождества, если кардинально не изменится въездной турпоток», – заявил г-н Келли.

По его словам, в Ирландии в 2019 году туризм обеспечивал свыше 260 тыс. рабочих мест, однако в данный момент доходов у бизнеса нет, а затраты уменьшились ненамного, в итоге «нагрузка на владельцев бизнеса стала просто неподъёмной».

Различные «отраслевые рекомендации», которые разработала Fáilte Ireland, помогают компаниям держаться «на плаву», однако «полная поддержка, которую требует отрасль, выходит за рамки ресурсов Fáilte Ireland».

Тем не менее, г-н Келли оптимистичен в прогнозах: «Восстановление не будет немедленным, но туризм восстановится, и скорость восстановления его в Ирландии будет в первую очередь определяться тем, сколько туристических компаний получили поддержку, необходимую для сохранения платежеспособности. Мы не можем восстановить рабочие места без работодателей, поэтому мы не должны уклоняться от предоставления необходимой поддержки для бизнеса», – заявил он.

Напомним, что в Европе уже «пошли ко дну» многие крупные и старейшие турфирмы. Только за последний месяц в Скандинавских странах банкротство датской группы туроператоров TravelCo Nordic «аукнулось» банкротством ее дочерних компаний практически во всех скандинавских странах.

Компания считалась четвертой по величине на датском рынке, уступая только Spies, Apollo и TUI, и обслуживала 148 тысяч клиентов в год. Но «коронавирусный» год с перспективой отмены зимнего сезона «подкосил» ее окончательно. В число «дочек» входят туроператоры Matkavekka, Solia, Solresor, Sun Tours, Heimsferdir и Terra Nova.

В Германии «ушла» старейшая сеть турагентств Bühler Reisebüro со штаб-квартирой в Шварцвальде, основанная в 1969 году и имеющая более чем 30 филиалов по всей Германии.

Ретроспективу о тяжелой ситуации в туризме в различных популярных странах мира читайте в следующих материалах:

А как у нас? Обнадежить, ожидаемо, нечем.

Российский туррынок продолжает стремительно сокращаться, а малый и средний бизнес – разоряться: за 11 месяцев из Федерального реестра туроператоров, который определяет всех реально работающих туроператоров, и участие в котором стоит очень недёшево, было вычеркнуто 229 компаний, занимающихся выездным туризмом.

Что интересно, если проанализировать выбывание компаний по месяцам, лидирует вовсе не «карантинный» коронавирусный сезон, а месяц, ему предшествовавший: самым печально-урожайным оказался февраль, когда Ростуризмом был вычеркнут сразу 81 туроператор. Второе место занял январь – 55 исключенных, а третье март – 38 исключенных.

https://www.youtube.com/watch?v=bk4A5XdDq5g

Таким образом, лишь за первый квартал 2020 года было исключено из реестра 174 туроператора. На данный момент конца ноября в реестре выездных туроператоров осталось 437 компаний, тогда как еще 5 лет назад этот список насчитывал около 2.5 тысяч туроператоров. Подробности читайте в материале «Массовая самоликвидация российских туроператоров: 229 исключены из реестра Ростуризма».

На данный момент основной сложностью для туроператоров в вопросе продления своего участия в Реестре Ростуризма остаются пресловутые фингарантии: согласно приказам Ростуризма большинство туроператоров были исключены из Реестра именно в связи с непредставлением сведений о наличии финансового обеспечения на новый срок. И только на втором месте новая «ковидная» тенденция: такие туроператоры были исключены из Реестра в связи с представлением заявления о прекращении туроператорской деятельности. Третья по частоте причина – это выпадение из реестра в связи с исключением из членов «Турпомощи». Всё дело в неподъемности выплат в различные фонды персональной ответственности Турпомощи – финансовый инструмент, призванный защитить туристов при банкротстве туроператоров, но оказавшийся совершенно бесполезным и при этом – крайне обременительным.

Оценив эти тенденции, эксперты прогнозируют массовую волну банкротств российских туроператоров начиная с февраля.

Дело в том, что каждый год до 15 апреля примерно 2/3 всех туроператоров должны сдавать свою годовую отчетность в Ростуризм по проданным турпакетам за предыдущий год, а также вносить взносы в фонд персональной ответственности и резервный фонд при Турпомощи, плюс покупать у страховщиков новую фингарантию.

Почему именно в этот срок? Так исторически сложилось: большая часть туроператоров вошла в реестр как раз в феврале-марте 2007 года, поэтому теперь им необходимо обновлять фингарантии ежегодно в срок до 31 марта. Однако после коронавирусного года оплатить обязательные поборы смогут далеко не все…

Кстати, на момент 4 декабря 2020 года в Реестре Ростуризма значится всего 434 туроператора выездного туризма, тогда как года 4 назад в реестре было около 2'200 фирм (ссылка на реестр).

Осталось посмотреть, сколько из этих 434 компаний выживут к следующему лету, и не возниклет ли на российском туристическом рынке олигополия из нескольких турецких туроператоров…

Напомним, что олигополией называют тип рыночной структуры с несовершенной конкуренцией, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Другими словами олигополия – это разновидность монополии с присущей ей высокими ценами.

➔ Смотрите новости на смартфоне? Подпишитесь на новости туризма от Турпрома в Google News: это свежие идеи для путешествий, туристические новости и подборки по распродажам туров и авиабилетов! Либо подпишитесь на канал туристических новостей на ЯНДЕКС.ДЗЕН. Также рекомендуем подписаться на наш Канал новостей в Telegram: https://t.me/tourprom

Источник: https://www.tourprom.ru/news/48667/

Исход один: больше половины туроператоров могут покинуть рынок в 2022 году

Туроператор банкротство

Страховые компании намерены прекратить работать с туроператорами с 2022 года, сообщили «Известиям» во Всероссийском союзе страховщиков. Это означает, что поставщики туристических услуг по формальным основаниям будут массово исключаться из единого реестра туроператоров.

Спасти индустрию, по словам страховщиков, может гарантийный фонд, создание которого предусматривает законопроект об электронной путевке. Между тем отзывы крупных компаний и отраслевых объединений относительно планируемого нововведения негативные. «Известия» разбирались в ситуации.

Перезагрузка необходима

Всероссийский союз страховщиков принял решение отказаться от страхования ответственности туроператоров по истечении срока действия постановления правительства № 1073, которое устанавливает условия переноса туров, реализованных туроператорами до 31 декабря 2021 года, и порядок возврата средств гражданам.

Об этом «Известиям» сообщила председатель комитета по вопросам страхования в сфере туризма Всероссийского союза страховщиков, исполнительный директор страховой компании ERV Юлия Алчеева.

Это значит, что в 2022 году компании будут массово исключаться из единого реестра туроператоров, если не смогут выполнить требование Закона РФ о фингарантиях, продлив договор страхования финансовой ответственности, либо заручиться банковской гарантией, либо сформировать достаточный объем ФПО.

Банковские гарантии получить на практике почти невозможно.

А взносы в фонд персональной ответственности в «Турпомощи» должны составлять не менее 7% от общей цены проданного туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год.

Для крупных и средних туроператоров это является практически невыполнимым условием, а у мелких компаний получаются несерьезные суммы. Ясно, что рынку необходим альтернативный механизм обеспечения ответственности.

Такой весомый аргумент в пользу принятия законопроекта об «Электронной путевке» и создания гарантийного фонда туроператоров привела на недавней конференции, посвященной проекту, вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Светлана Гусар.

Эксперт напомнила, что сейчас страховые компании выступают держателями 90% всего объема ответственности туроператоров и несут очень большие риски. В 2020 году заключено 5 тыс. договоров с лимитом ответственности 19 млрд рублей. При этом емкость этого вида страхования оценивается всего лишь в 300 млн рублей.

Таким образом, если такой размер совокупной ответственности обернется реальными возмещениями, для рынка это станет катастрофой.

Предупрежден — значит защищен

«Да, мы предлагаем реформировать механизм финансовых гарантий исполнения туроператором обязательств перед своими клиентами. Необходимо уходить от модели «нет договора страхования — нет места в реестре».

Инструменты фингарантий нужно менять, они должны быть многоуровневые, и самое главное — не только на бумаге, но и на практике», — заявила в беседе с «Известиями» председатель комитета по вопросам страхования в сфере туризма Всероссийского союза страховщиков, исполнительный директор страховой компании ERV Юлия Алчеева.

В 2018 году, после ухода с рынка туроператоров «Натали Турс» и «Росстур», страховщики говорили о том, что будут нацеливаться на уход с туристического рынка.

«Мы все занимаемся бизнесом, а бизнес должен приносить прибыль. А мы несем убытки из года в год и не видим перспектив.

Если для страховщиков слишком высоки риски, они либо добиваются изменений условий страхования, либо, в отсутствии таковых, уходят с рынка», — говорит Алчеева.

Пандемия никаких новых проблем не выявила, а лишь обострила старые. ВСС еще весной направил обращение на имя главы правительства Михаила Мишустина, в котором известил о намерении прекратить страхование туроператоров к началу 2022 года, по истечении срока действия постановления правительства № 1073.

«Речь, конечно, не идет о том, что сразу ни один страховщик не будет работать с турбизнесом, но дефицит будет колоссальный. Сейчас 4–5 страховщиков страхуют компании, консолидирующие наибольшие объемы», — объясняет Алчеева.

Искать компромисс

Между тем уход даже одного-двух страховщиков может привести к краху в целом системы страхования ответственности туроператоров. Поэтому чем быстрее будет принят законопроект, предусматривающий создание гарантийного фонда, тем больше будет времени на то, чтобы адаптироваться к новым условиям.

Эксперты не сомневаются: рынку необходимы прозрачные и отлаженные механизмы, которые будут обеспечивать его устойчивость. Страховые компании уже взяли на себя повышенные риски, но бесконечно делать это на имеющихся условиях, безусловно, не готовы.

По словам экспертов страхового рынка, нигде в мире на страховщиков не возлагают полного возмещения ущерба туристам в случае банкротства туроператора.

Очень хороший пример — ATOL в Великобритании, через который вернули деньги практически всем пострадавшим от разорения Thomas Cook.

И сейчас в условиях пандемии в Европе продумывают альтернативу привычному процессу страхования, что говорит о том, что проблема актуальна не только для России.

По словам страховщиков, создание гарантийного фонда, в который туристы, покупая тур, будут отчислять определенные суммы, неплохая альтернатива. К тому же с такой моделью туристы будут защищены максимально и гарантированно.

Сейчас же то не хватает денег из-за огромного ущерба, превышающего страховую сумму, то туроператор уходит с рынка без права на страховую выплату, то страховщики не могут исполнить обязательства из-за надзорных ограничений ЦБ по причине отзыва лицензии.

Плюс надо понимать, что предлагаемый фонд имеет госгарантии по аналогии с АСВ (Агентство по страхованию вкладов) и ДОМ.

РФ, а это значит, что его емкость всегда будет достаточной не только за счет отчислений за тур.

К тому же «Электронная путевка» даст страховой компании возможность адекватно оценить риски банкротства туроператора. Сейчас оценить уровень убыточности туристической отрасли непросто.

«Рынок хочет безусловных гарантий, но с критикой принимает создание регулирующей цифровой системы. Но в любом случае, если имеющиеся механизмы малоэффективны и так на протяжении более чем 10 лет, нужно двигаться дальше, формировать эффективные модели, снижать нагрузку на страховой и турбизнес, не ставить их в зависимость друг от друга», — убеждена Алчеева.

Туманно и несвоевременно

Идея гарантийного фонда, нашедшая горячую поддержку со стороны страхового сообщества, в очередной раз вызвала негодование турбизнеса. Участники отрасли отметили несвоевременность принятия этого закона и указали на недоработки в предлагаемом механизме.

Так, в случае утверждения документа взносы в гарантийный фонд с каждого тура придется платить всем компаниям, при этом риски у выездных туроператоров и игроков въездного и внутреннего туризма имеют совершенно разный вес.

К тому же введение электронной путевки сейчас приведет к увеличению нагрузки на и без того ослабленный турбизнес.

Заместитель гендиректора TUI Россия Александр Сирченко заявил, что турбизнес категорически против поспешного принятия решения о введении «Электронной путевки». Без тщательного просчета финансово-экономических и социальных последствий введения ЭП, без учета мнения турбизнеса по этому вопросу делать этого нельзя.

Процесс введения ЭП, по словам Сирченко, потребует со стороны туроператоров дополнительных финансовых затрат и человеческих ресурсов на обеспечение интеграции информационных систем, на заведение и передачу необходимой информации и многое другое.

Возложение дополнительной финансовой нагрузки на бизнес в условиях пандемии и выхода из нее неприемлемо и может привести к негативным экономическим последствиям, убежден Сирченко.

«В части поправок, внесенных ко второму чтению, в соответствии с которыми предлагается ввести новый механизм финответственности туроператоров — создать некий гарантийный фонд, формируемый за счет туристских взносов, — должен отметить, что в предложенном виде этот механизм неприемлем.

Почему деньги, собранные с туристов в гарантийный фонд, должны идти не только на защиту их прав, но еще и на инвестиции в никому непонятные инвестиционные проекты? Но что может быть с инвестициями, мы все понимаем.

И как тогда будут защищены права туристов? Тем более что контроль за этим гарантийным фондом поправками предлагается возложить на коммерческую организацию», — говорит Сирченко.

С учетом того что функционал «Электронной путевки» и действующего механизма финобеспечения в большей степени относится к государственным услугам, турбизнес предлагает, чтобы контроль и надзор за данными механизмами осуществляло государство в лице уполномоченного федерального органа власти — Ростуризма.

Сирченко рассказывает, что за последние годы существующий механизм защиты прав туристов и финобеспечения туроператорской деятельности в значительной степени показал свою эффективность.

«Вместе с тем мы понимаем, что назрели новые задачи и проблемы и действующий механизм требует совершенствования.

Но не надо ломать то, что пока работает и обеспечивает защиту прав туристов, и поспешно предлагать непонятный, непрозрачный механизм гарантийного фонда», — заявил Сирченко.

Сергей Шпилько, почетный президент Российского союза туриндустрии, придерживается схожего мнения.

Эксперт напоминает, что туроператоры уже платят в два фонда «Турпомощи»: резервный, предназначенный для финансирования эвакуации организованных туристов, и фонд персональной ответственности, чтобы «подчищать» ситуацию за страховщиками, когда их средств для покрытия ущерба от несостоявшихся поездок не хватает. «Сколько еще нужно фондов создать?» — задается вопросом Шпилько.

Да, существующая система финансового обеспечения ответственности туроператоров на базе «Турпомощи» нуждается в совершенствовании. И Ростуризм над этим вопросом работает, говорит Шпилько.

Сам себе страховщик

Шпилько предлагает задуматься о том, почему ВСС просит запретить страхование ответственности туроператоров.

«Казалось бы, не хочешь — не страхуй. Но дело в том, что страхование ответственности туроператоров в сфере въездного и внутреннего туризма стоит копейки и фактически безрисковое. Сколько-нибудь массовых потребительских конфликтов в сфере внутреннего и въездного туризма испокон века не было.

Тем более таких, как на выездном чартерном рынке с десятками тысяч туристов, застрявших за рубежом. В этом секторе предпринимательские и, соответственно, потребительские риски в последние годы выросли в связи с участившейся практикой запретов со стороны государства на поездки через туроператоров, расплачиваться за которые закон предписывает тем же туроператорам.

Такое распределение ответственности надо менять», — говорит Шпилько.

Страховщики не отказываются страховать ответственность туроператоров, иначе бы в этом году не было бы заключено, по данным того же ВСС, 5 тыс. договоров на сумму 19 млрд рублей. И это в условиях беспрецедентного кризиса, говорит Шпилько.

Просто страховщики, по мнению Шпилько, прежде всего заинтересованы в страховании выезжающих за рубеж. А туроператоры нередко предлагают этот вид страхования с более рискованным страхованием ответственности.

И чтобы лишить их этой законной возможности, часть страховщиков во главе с ВСС пытаются навязать запрет на страхование ответственности туроператоров другим страховым компаниям.

И лишить возможности соответствующего финансового обеспечения туроператоров.

«То, что сами страховые компании лопаются чуть ли не чаще туроператоров, при этом во внимание не берется.

Напомню, после банкротства в 2016 году страховой компании «Универс-Гарант» без уже оплаченной страховки осталось 119 туроператоров, после банкротства «Якоря» в 2018 году — 450 компаний, а в прошлом году после ухода с рынка НАСКО — 111 туристских компаний.

И то, что никто за это не ответил, никто ничего турфирмам не компенсировал, говорит и об уровне ответственности части страховщиков, и об уровне эффективности регулирования страхового бизнеса в России», — рассуждает Шпилько.

Александр Байбородин, руководитель компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры», напоминает, что опасения страховщиков в части страхования ответственности туроператоров имеют место уже давно.

В первую очередь по причине непрозрачной, по мнению страховщиков, деятельности туроператоров.

Вместе с тем, предоставление туроператором страхования ответственности часто идет в сочетании с медицинской страховкой для туристов этого туроператора, что дает хорошо заработать на полисах ВЗР.

«Полный уход от страхования ответственности сильно поменяет этот рынок. Сама по себе идея гарантийного фонда не нова и за последние 10 лет неоднократно всплывала в разных вариациях на разных площадках.

На мой взгляд, она имеет право на жизнь, но чтобы оценить текущую версию, необходимо как минимум увидеть от разработчиков этого проекта конкретные цифры — размеры отчислений, стоимость использования и т.д.

», — заявил Байбородин.

На данный момент высока вероятность того, что закон будет принят именно в таком виде, говорят эксперты. Дата рассмотрения пока не определена. Но, как ожидается, оно может состояться в ближайшее время. В любом случае туристическую отрасль ожидает реформа механизма страхования или оформления банковской гарантии.

Источник: https://iz.ru/1091267/aleksandra-polianskaia/iskhod-odin-bolshe-poloviny-turoperatorov-mogut-pokinut-rynok-v-2022-godu

Банкротство туроператоров в 2020 году: какие турфирмы уже обанкротились, а какие могут разориться в ближайшее время

Туроператор банкротство
Надежда Клименко

31 октября 2020

  • Список туроператоров, прекративших деятельность в 2020 году
  • Туроператоры, обанкротившиеся в прошлом году
  • Причины банкротства
  • Кто может закрыться в ближайшее время
  • Кому можно доверить свой отдых в 2019 году
  • Что делать, если туроператор обанкротился
  • Что делать, если вы на отдыхе в другой стране
  • Что делать, если вы купили путевку, и она отменена
  • Возможные трудности

В прошлом году в России не было громких банкротств туроператоров. В телесюжетах и статьях СМИ прогремела лишь новость о компании Томас Кук (Великобритания) – мы читали о сотнях людей, которые были вынуждены ночевать в аэропортах, потому что фирма не оплатила обратный перелет на родину.

А сколько людей потратили деньги, но в последнюю минуту распрощались с мечтами о райском отдыхе? Но россиян это банкротство коснулось минимально. Сегодня мы расскажем, какие турфирмы обанкротились, а какие – стоят под угрозой из-за сложившейся в мире ситуации.

Это важно знать, чтобы не испортить будущий отпуск в 2020 году.

Мы публикуем самый новый список 2020 года, и пополняем его новыми банкротами.

Сразу после окончания карантина в Великобритании, обанкротился еще один местный крупный туроператор. На этот раз с финансовыми трудностями не справился Fleetway Travel, проработавший более 45 лет.

Список туроператоров, прекративших деятельность в 2020 году

Из-за пандемии коронавируса в мире, этот год будет трудным для многих туристических компаний. По некоторым данным, они совокупно потеряют около 2 миллиардов долларов. Но пока в этом году у нас закрывались лишь региональные, малоизвестные компании. Среди них:

  • Рыбалкино;
  • Фролова Тур;
  • Фантазия;
  • Ярмарка путешествий;
  • Тёплый Мир;
  • ЗЕЛЕНАЯ УЛИЦА;
  • Виктория — М;
  • Первый;
  • Цивиляночка;
  • САМОВАР ТУР;
  • Центр отдыха Пекин;
  • Турбюро Новосибирск;
  • Сибирские сезоны;
  • Саймаа Трэвел;
  • Туристическая фирма Робинзон-Турс;
  • Випсервис БТ;
  • ТурЭкспресс.

И тому подобные неизвестные компании. С полным списком вы можете ознакомиться на сайте Федерального агентства по туризму.

В конце этой статьи вас ждет список туроператоров, которым можно без проблем доверять в этом году.

Туроператоры, обанкротившиеся в прошлом году

Представляем список обанкротившихся компаний в 2019 году. Примечательно, что большинство из них разорились в разгар летнего сезона:

  • КОНТИНЕНТ ПЛЮС;
  • ТурЛайн;
  • Русский гид;
  • Голубая Лагуна;
  • Роял круиз;
  • Автолайнтур;
  • Экспресс-Трэвел;
  • Словэй-Тур.

Двумя годами ранее ситуация была не лучше. Осенью 2018 года прогремело банкротство «Натали Турс», затем разорилась туристическая компания «Данко», вслед за ней объявил о своем закрытии оператор «РоссТур».

Буквально перед Новым годом начались проблемы с компанией «Жемчужная река», из-за ее задолженности перед авиакомпанией туристы не могли вернуться из Китая в Россию. На данный момент эта фирма исключена из реестра туроператоров. Кроме того, «Интравел Столешники» должен кредиторам 500 тыс.

рублей, поэтому в ближайшее время он также, скорее всего, пополнит список банкротов.

Причины банкротства

Существует несколько причин, почему тот или иной оператор разорился.

  1. Глобальный кризис в туристической отрасли. Проблемы наблюдаются не только в России, но и в других странах. Так, за позапрошлый год во Франции потерпели крах 12 компаний, в Польше – 10, а в Великобритании – целая сотня. Причина упадка кроется в большой конкуренции, которая заставляет фирмы демпинговать цены и продавать путевки на невыгодных условиях.
  2. Недостаточные объемы, мощности и понимание бизнеса – это относится к молодым и мелким компаниям.
  3. Недобросовестность владельцев. Речь идет о преднамеренном банкротстве, когда под маской туристических услуг скрывается финансовая пирамида. В определенный момент организаторы схемы могут покинуть страну вместе с деньгами обманутых туристов – такие случаи зафиксированы в Украине.
  4. Проблемные ситуации, которые не зависят от владельцев, например: природные катаклизмы, политические проблемы в популярных курортных странах. Дело в том, что операторы заранее выкупают места в отелях и бронируют рейсы. Если отдыхающие отказываются от путевок, фирма терпит убытки.

Если подвести итоги: глобальная причина, почему появляются банкроты-турфирмы всех проблем кроется в том, что наш рынок еще не готов к цивилизованным отношениям. Не отлажена система координации, отсутствует культура отношений с клиентами, а законодательство не в полной мере защищает пострадавших покупателей.

Кто может закрыться в ближайшее время

Аналитики не исключают, что ближе к «горячему сезону» появятся новые проблемы с путевками и рейсами. Наиболее вероятно банкротство туроператоров, которые:

  • недавно работают на рынке;
  • не имеют достаточной материальной базы и опыта для ликвидации форс-мажорных ситуаций;
  • своей целью ставят не честную работу, а заработок на сомнительных схемах.

Под наибольший риск сегодня попадают мелкие региональные фирмы.

Кому можно доверить свой отдых в 2019 году

Чтобы не стать жертвой обстоятельств, покупайте путевки у туроператоров с максимальным уровнем репутации. Это должны быть компании, которые:

  • давно работают на рынке;
  • возможно, входят в международную крупную сеть (например, TPG, TEZ TOUR);
  • являются дилерами влиятельных туристических ассоциаций (АТОР, РСТ, IATA)
  • имеют достаточно собственных ресурсов, так сказать, финансовую подушку, автобусы, самолеты, отели, гидов;
  • не предлагают путевки по явно заниженным ценам (это признак того, что компания имеет проблемы).

Следует различать понятия «банкротство турфирмы» и «банкротство туроператора». Туроператор – это компания, которая создает тур: разрабатывает маршруты, договаривается с авиакомпаниями и отелями. А турфирма – это посредник, который продает готовые путевки клиентам с небольшой надбавкой и зарабатывает на этом.

В стране насчитывается сотни тысяч фирм, а туроператоров – не более ста (причем крупных и известных – около десяти). Вы покупаете путевку не у турфирмы, а у туроператора. Именно последний отвечает за ваш отдых.

Советуем перед оформлением заказа изучить свежие рейтинги и выбрать лидирующие бренды. Эксперты различных изданий ставят на первые позиции:

  • TEZ Tour
  • Coral Travel
  • TUTU
  • Круизный дом
  • TUI
  • Mouzenidis Travel
  • Sunmar
  • Anex Tour
  • ICS Group

Высокая позиция в рейтинге не может дать стопроцентную гарантию того, что у туроператора не возникнет проблем. Стоит вспомнить историю с Natalie Tours – компанию, которая долгие годы фигурировала в топах, но в итоге обанкротилась.

Что делать, если туроператор обанкротился

Порядок действия зависит от того, при каких обстоятельствах вы узнали эту новость: пребывая на отдыхе, либо ожидая вылета за рубеж.

Что делать, если вы на отдыхе в другой стране

В таком случае есть 2 варианта:

  1. Вы обращаетесь в Ростуризм или ассоциацию «Турпомощь», чтобы вам помогли вернуться домой, – оплатили самолет и трансфер. Горячие линии этих организаций есть на официальных сайтах. Либо вы можете заранее записать телефоны перед отправлением в страну отдыха.
  2. Вы самостоятельно оплачиваете номера в отеле и рейс домой, а затем в судебном порядке требуете возмещения убытков от страховой компании. У каждого оператора есть страхование, по закону пострадавшей стороне полагается возвратить все убытки.

Сохраняйте все чеки и билеты до судебного разбирательства. Это должны быть не только квитанции на размещение в отеле, но и, например, за покупку еды и воды в аэропорту, если ваш рейс отменили по вине разорившегося турагенства.

Что делать, если вы купили путевку, и она отменена

В таком случае нужно не терять времени: подготовить все необходимые документы и обращаться в страховую компанию за возмещением ущерба. К заявлению следует приложить копии:

  • паспорта,
  • договора с туроператором,
  • документов, которые подтверждают материальный ущерб (чеки).

Следует помнить, что не во всех случаях «страховщики» полностью покрывают расходы туристов. Дело в том, что каждый оператор выплачивает только определенную страховую сумму (у кого-то лимит больше, у кого-то он меньше). Если пострадавших лиц много, то сумма выплат делится между истцами, и далее уже эксперты определяют процент, который будет возмещен.

Вы имеете право обратиться в суд за возмещением морального ущерба. Если страховая компания по тем или иным причинам отказывается компенсировать убытки, вы можете решить вопрос в соответствии с российским законодательством.

Возможные трудности

Страховка от банкротства туроператора – это не гарантия того, что пострадавшим клиентам будут выплачены деньги.

Нюанс в том, что российское законодательство практически не регулирует деятельность самих туристических фирм и дает финансовых гарантий потребителям.

Кроме того, выше мы уже говорили, если размер финансового обеспечения очень мал, этого не хватит, чтобы возместить потери всем пострадавшим лицам.

Недобросовестные страховые компании находят пути для того, чтобы освободить себя от выплат. Примечательным является случай с ТО «Радуга» и обслуживающей ее страховой компанией «Орбита».

После разорения турфирмы более 1000 клиентов подали иски в суд на выплаты компенсаций. В свою очередь, страховая компания «Орбита» объявила о том, что туроператор-банкрот занимался мошенничеством, поэтому считает договор страхования недействительным.

Московский суд встал на сторону «Орбиты», страховщик освобожден от каких-либо финансовых гарантий.

В конце хотелось бы напомнить читателям пословицу: «Предупрежден – значит вооружен». Осознанный выбор туроператора поможет вам провести отпуск без неожиданных форс-мажоров и денежных потерь. Еще один надежный вариант – самостоятельно планировать путешествие, бронировать номера и покупать авиабилеты. Всего доброго!

Источник: https://Delen.ru/bankrotstvo/bankrotstvo-turoperatorov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.