Сбил пешехода на переходе

Содержание

Сбил пешехода на пешеходном переходе: наказание

Сбил пешехода на переходе

Наезд на пешехода на пешеходном переходе карается по статье 12.24 КоАП РФ, если будет доказан факт нарушения правил дорожного движения. При рассмотрении дела будет устанавливаться не только характер действий водителя, но и пешехода. В этой статье рассмотрим, что грозит автовладельцу, который сбил пешехода на зебре, и в каких случаях можно избежать назначения санкций.

Условия для привлечения к ответственности

Пешеходные переходы служат для перемещения граждан через дорогу, обозначаются соответствующей разметкой и дорожными знаками. Для обеспечения безопасности водителей и пешеходов, нанесение разметки может сопровождаться установкой светофоров, регулирующих движение. Выделим ключевые правила, которые должны соблюдать водители  пешеходы в пределах обозначенного перехода:

  1. если отсутствует светофор, пешеход имеет безусловный приоритет для передвижения по переходу – каждый водитель обязан остановиться до разметки и пропустить гражданина, а возобновление движения допускается только после завершения перехода;
  2. если для движения автомобилей горит зеленый свет, водитель не обязан пропускать пешеходов, нарушающих права – ответственность за нарушение ПДД не наступит, однако допускается возмещение вреда здоровью источником повышенной опасности;
  3. если зеленый свет горит для пешехода, водителю полностью запрещено движение через зебру – наказание за нарушение ПДД последует, даже если водитель не сбил пешехода на пешеходном переходе.

Таким образом, соблюдение правил перехода и проезда через пешеходную разметку является обязанностью не только автовладельца, но и пешехода.

По правилам статьи 12.24 КоАП РФ, наказание последует только за причинение вреда здоровью пешехода в легкой или средней форме. Кроме того, должен быть установлен факт нарушения ПДД (например, отказ уступить дорогу пешеходу и продолжение движения). Для привлечения к ответственности должны  быть установлены следующие условия:

  • факт нарушения ПДД должен быть зафиксирован сотрудником ГИБДД, либо камерой фото- и видеофиксации – все обстоятельства нарушения отражаются в процессуальном протоколе;
  • факт наезда на пешехода должен повлечь легкий или средний вред здоровью – при наступлении более серьезных последствий (летальный исход, тяжкие телесные повреждения), наказание последует по УК РФ;
  • степень вреда здоровью носит оценочный характер и подтверждается в результате медосвидетельствования.

Таким образом, если никаких повреждений здоровью в результате наезда не последовало, наказание по ст. 12.24 КоАП РФ не грозит. Однако за нарушение ПДД водитель может привлекаться по иным составам, в том числе с более мягкими санкциями.

Дополнительные меры воздействия могут наступать, если автовладелец скроется с места происшествия без уважительных причин. Законным основанием для оставления места наезда будет доставление пострадавшего гражданина в больницу, если вызов медицинских сотрудников невозможен, либо требуется немедленное оказание помощи в условиях медучреждения.

Порядок привлечения к ответственности

Все обстоятельства наезда на пешехода должны быть зафиксированы в протоколе. Обязанность вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД предусмотрена ПДД – несоблюдение этого правила будет расцениваться как нарушение закона. При составлении протокола инспектор ГИБДД указывает следующие сведения:

  1. дата, время и место наезда на пешехода;
  2. сведения о должностном лице, составившем протокол;
  3. информация об автовладельце и пешеходе;
  4. регистрационные данные автомобиля, реквизиты водительского удостоверения, полиса ОСАГО;
  5. ссылка на пункт ПДД, который нарушил водитель, а также на статью КоАП РФ, предусматривающее наказание;
  6. обстоятельства наезда на пешехода, с отражением на схеме места расположения перехода, дорожных знаков, светофора, а также траектории движения пострадавшего и автомобиля;
  7. объяснения и возражения автовладельца.

При выявлении у водителя признаков опьянения, может выдаваться направление на медосвидетельствование. Необоснованный отказ от прохождения этой процедуры повлечет самостоятельное наказание по КоАП РФ – штраф с лишением прав.

Вид и размер санкций за наезд на пешехода будет зависеть от характера телесных повреждений. Для этого пострадавший должен пройти медосвидетельствование, по итогам которого:

  • может устанавливаться легкий вред, когда расстройство здоровья носит краткосрочный характер, либо наступила незначительная утрата трудоспособности;
  • может фиксироваться средний вред, при котором длительное повреждение здоровья не опасно для жизни, либо повлекло утрату трудоспособности не более чем на 1/3;
  • при выявлении тяжких повреждений или наступления летального исхода, будет возбуждено уголовное дело.

Медицинское заключение будет включено в материалы административного дела, которое направляется для рассмотрения в суд. Если в заключении экспертов содержится вывод о наличии тяжкого вреда или наступлении смерти пострадавшего пешехода, материалы будут переданы в правоохранительные органы для наказания по УК РФ.

Так как в состав санкций по ст. 12.24 входит лишение водительских прав, рассматривать дело могут только судебные учреждения. О месте и времени рассмотрения материала водитель извещается при составлении протокола, либо судебной повесткой.

Неявка в суд не препятствует разбирательству, а итоговое постановление водитель получит лично в суде, либо по почте. Подать жалобу в вышестоящую инстанцию можно в течение 10 суток с момента получения или вручения постановления.

Соответственно, судебный акт вступит в силу после рассмотрения жалобы по существу, либо по истечении 10 суток на обжалование.

На всех стадиях административного процесса водителю гарантировано право на защиту. Защитником может выступать профессиональный адвокат, либо иной представитель, допущенный судом к делу. Перечень полномочий представителя будет определен в доверенности.

Что грозит за наезд на пешехода

Если вина в нарушении ПДД подтверждается материалами дела, вид и размер наказания будет зависеть от степени вреда здоровью:

  1. при легких телесных повреждениях санкции последуют по ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ – суд может назначить штраф в пределах от 2500 до 5000 руб., либо применить лишение прав на срок от 1 до 1.5 лет.;
  2. за средний вред наказание будет назначено по ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ – штраф может составить от 10 000 до 25 000 руб., а лишение прав на срок от 1.5 до 2 лет.

Выбор меры наказания будет зависеть не только от характера вреда здоровью и действий водителя, но и поведения пешехода.

Например, если была установлена обоюдная вина, однако пешеход находился в состоянии опьянения, суд может ограничиться штрафом для водителя, не лишая его права управления.

В обратной ситуации, если пешеход выполнил все законные требования разметки и знаков, автовладельцу грозит максимальный срок лишения прав. Одновременно назначение штрафа и лишение прав не допускается, суд должен выбрать только одну меру наказания.

Для добровольного исполнения санкции в виде штрафа дается срок 60 суток. Если водитель не уложится в этот срок, постановление будет направлено для принудительного исполнения в службу ФССП. Наказание в виде лишения прав начинает течь с момента фактической сдачи водительского удостоверения или его изъятия сотрудниками ГИБДД.

Компенсация морального вреда

Даже при отсутствии последствий для здоровья пешехода, наезд автомобиля причиняет моральный вред. Взыскать его можно по нормам ГК РФ, для этого учитываются следующие правила:

  • иск подается потерпевшим вне зависимости от привлечения водителя к ответственности по КоАП РФ, однако при наличии постановления по ст. 12.24 КоАП РФ повторно доказывать факт наезда не нужно;
  • истец обязан обосновать сумму компенсации морального вреда, однако окончательный размер выплаты определит суд с учетом степени психических и нравственных страданий от наезда;
  • расчет суммы компенсации не зависит от размера штрафа по административному делу, либо от срока лишения прав.

Для рассмотрения иска о компенсации морального вреда суд может запросить административный материал. Исполнение судебного акта о возмещении морального вреда проходит по общим правилам – через службу ФССП.

Источник: https://mirmotor.ru/article/read/sbil-peshexoda-na-zebre-kakoe-nakazanie-grozit

Я сбил пешехода: кто виноват и что делать?

Сбил пешехода на переходе

18.05.2019 | 46649 просмотров

Любое ДТП несет в себе мало приятного. Но одно дело царапины на кузове или оторванный бампер. Совсем другое — когда в «замес» попадает пешеход. Сбить человека — страшный сон для любого водителя.

Есть немаленькие шансы сесть в тюрьму, даже если ехал себе спокойно и ничего не нарушал, а пешеход внезапно вынырнул из темноты прямо под колеса. Но многое зависит от того, как поведешь себя после аварии.

Давайте разбираться.

Алгоритм действий

По Правилам дорожного движения при любом ДТП надо первым делом остановиться, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки (не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м — вне населенных пунктов), проверить состояние здоровья других участников движения и при необходимости оказать первую помощь.

В сети полно роликов, в которых после ДТП водитель выходит и как ни в чем не бывало начинает осматривать повреждения на своем авто. Пешеход в этот момент лежит на асфальте, корчась от боли.

Такие видео всегда вызывают праведный гнев пользователей и требование линчевать водилу. Оправданий такому поведению быть не может.

Поэтому запомните святое правило: при любом происшествии первым делом подойдите и окажите помощь пострадавшему, а уж потом разбирайтесь со своей машиной. Это правильно и с точки зрения закона, и просто по-человечески.

Поможет аптечка и знание элементарных правил оказания первой помощи. Этому учат в автошколе, но со временем многое забывается. Полезно ознакомиться с практическим пособием от МЧС России.

Тут главное не наломать дров. Если есть подозрения на перелом или другие серьезные травмы, не стоит тянуть бедолагу на обочину или сажать в свою машину. Вызовите скорую. Самостоятельно транспортировать человека в медицинское учреждение следует только в самом крайнем случае (безлюдное место, отсутствие связи) или если серьезных травм по всей видимости нет.

С пешеходом разобрались. Теперь надо вызвать полицию (тел. 02 или 112) и сообщить о случившемся. А дальше следовать указаниям дежурного. При серьезных помехах движению можно зафиксировать схему ДТП и убрать машину с проезжей части (конечно же, это не распространяется на случаи причинения тяжкого вреда пешеходу и уж тем более летальный исход).

Не поленитесь сделать фото и видео с места ДТП, зафиксировать положение машины, длину тормозного пути, состояние дороги, наличие помех, если они есть. Это поможет защитить свои права, если дело дойдет до суда. Когда будут составлять протокол, внимательно ознакомьтесь с содержанием данного документа, если есть возражения — пусть их зафиксируют.

Обменяйтесь контактами с очевидцами происшествия. Не забудьте про страхового комиссара или знакомого юриста, если таковые имеются. В таких случаях обращаться за поддержкой лучше к квалифицированным людям, а не только звонить друзьям и родственникам.

Степень вины

Начнем с наихудшего сценария — вы сбили человека на «зебре». В этом случае 99% водителей несут ответственность. Наказания прописаны в статье 12.24 КоАП РФ. Причинение легкого вреда здоровью потерпевшего — штраф в 2500–5000 руб. или лишение прав на срок 1–1,5 года. При средней тяжести — штраф в 10 000–20 000 руб.

или лишение прав на 1,5–2 года. Легкий вред — это кратковременное расстройство здоровья (менее 21 дня) и утрата трудоспособности не более 10%, а средняя тяжесть — это длительные последствия (более 21 дня) и утрата трудоспособности менее чем на одну треть.

Более серьезные последствия относятся к тяжкому вреду, а это уже уголовная статья (ст. 264 УК РФ, ч. 1 и 2), предусматривающая широкий спектр наказаний вплоть до четырех лет лишения свободы (если водитель был нетрезв).

В случае смертельного исхода водителю грозит до пяти лет тюрьмы, а если деяние совершено по пьяной лавочке, то сесть можно и на семь лет (ст. 264, части 3 и 4 УК РФ).

Если травм нет, но есть имущественный ущерб (например, порванная куртка или разбитый телефон), или в случае когда травмы совсем малозначительные (легкие ушибы, ссадины), то можно оперативно уладить вопрос с потерпевшим, расплатившись на месте.

«Год назад ехал на Логане и на “пешеходнике” зацепил парня. Вечер, пробка, рядом остановка, куча народу. Сначала здорово испугался, потому что он упал прямо перед машиной и потом с трудом встал, жалуясь на ногу. Отвез в больницу. Вышли из машины, а он говорит, что уже ничего не болит. После этого довез до дома, закинул на карту 5000 рублей за испачканный пуховик и моральный ущерб.

Пожали друг другу руки и разошлись мирно», — делится своим опытом Борис. С одной стороны, водитель быстро уладил инцидент и загладил свою вину перед человеком, не доводя дело до протокола и официального штрафа. С другой — не позаботился о банальной расписке о том, что пострадавший не имеет претензий.

Борису повезло, попался порядочный пешеход, а вот наш следующий герой оказался в менее приятной ситуации.

«Ехал после работы по своему микрорайону, сворачивал во двор. Несколько пацанов бегали, играли, один из них угодил прямо под колеса.

Спасибо шипам, моментально остановился, выскочил, вытащил пацана чуть ли не из-под бампера. Ребенок целый и невредимый, но в шоке. Вокруг уже толпа.

Через 10 минут пришел отец, все ему объяснил, он вошел в положение и не стали никого вызывать. В качестве компенсации дал ему тысячу и уехал.

Через два дня подошел тот самый отец, говорит, мол, жена хочет писать на меня заявление. Оказалось, что мать ребенка узнала про инцидент, устроила разбор полетов и вставила мужу за то, что оставил меня безнаказанным.

У мальчика сразу же нашлись таинственные синяки — якобы от удара автомобиля. Я сразу подтянул хорошего адвоката, нашел свидетелей. Отец выступал в роли дипломата, долго извинялся за неадекватную жену и в одном из диалогов промелькнула заветная цифра.

Отдал я им десять тысяч, только на этот раз все официально, со всеми расписками. Вот такой урок на будущее».

В расписке должно быть четко прописано, что пострадавший не имеет к водителю никаких претензий, ущерб ему компенсирован, от вызова экстренных служб он отказывается. Личные данные, дата, подпись.

Наглость — второе счастье

Случаи вымогательства — не редкость в подобных ситуациях. Известны пешеходные автоподставы, когда пешеход буквально бросается под колеса машины и требует компенсацию на месте. Против таких деятелей помогает бороться видеорегистратор или показания свидетелей. Если вы сможете доказать, что пешеход кинулся умышленно, то с вас снимут обвинения.

Бывают случаи, когда жертва явно преувеличивает степень полученных травм. Или сперва не предъявляет никаких претензий, а потом внезапно инициирует судебные баталии. Как в следующем примере.

«Год назад на переходе сбил женщину. Протокол, полиция, скорая — все как надо. Диагноз врачей — ушиб мягких тканей. Из больницы отпустили тут же.

Однако муж и мать заставили ее повторно обратиться в медучреждение и провести там пять дней “на обследовании” в поисках переломов. Снова вердикт врачей, что все в порядке. Через месяц еще одна попытка, найденный якобы ушиб и даже мини-операция.

Дама предлагала разойтись за 220 000 рублей, я, конечно же, отказался. Суд лишил меня прав на полтора года. Основной мотив — утрата трудоспособности и отсутствие на рабочем месте в течение трех недель, пока шли эти самые “обследования”.

При этом официально она вообще не работала! Недавно семейство подало иск о компенсации вреда на сумму около ста тысяч. История длится уже год и конца-края пока не видно», — признается Дмитрий.

Если с вас требуют явно завышенную компенсацию и провоцируют на конфликт, единственное, что поможет — железные нервы. А еще хороший юрист.

Если нарушает пешеход

В случае, если пешеход попал под колеса, переходя проезжую часть в неположенном месте, водитель также несет ответственность, но шансы на оправдание повышаются. Смягчающими факторами могут стать затрудненный обзор, воздействие со стороны другого участника движения, неожиданный маневр самого пешехода. Последний пункт чаще всего и является причиной подобных ДТП.

Российские пешеходы иногда проявляют чудеса беспечности, особенно под воздействием крепких напитков. Молодежь любит пройтись через дорогу с наушниками, а прекрасный пол не оторвется от любимого Инстаграма, даже если надо перейти автомагистраль. Отдельная категория — пьяные «кегли», которым море по колено.

Суд примет во внимание факт алкогольного опьянения пешехода и сделает соответствующие выводы не в его пользу.

Существует заблуждение, что при подобных инцидентах за пределами дорог общего пользования действуют какие-то другие правила. Нет. Людей сбивают и на парковке супермаркета, и на проселочной дороге в глухой деревне. В любом случае первым делом спрос будет с водителя, вне зависимости от того, где случилось ДТП.

Казалось бы, анекдоты про аварию «шестисотого» Мерседеса и «Запорожца» ушли в прошлое, но в нашем государстве закон един не для всех, а на местах случаются перегибы.

Поэтому рассмотренные в статье меры наказания могут запросто корректироваться в ту или иную сторону, в зависимости от степени коррумпированности судьи, а также статуса и должности участников ДТП.

Даже резонансные ДТП, разлетающиеся по соцсетям и привлекающие СМИ, не являются залогом справедливого судебного вердикта.

Никто не застрахован от неприятного инцидента с пешеходом. Главное, не поддаваться панике и ни в коем случае не покидать место аварии. Соблюдайте ПДД, будьте максимально внимательны за рулем, пользуйтесь видеорегистратором.

Если столкновение неизбежно, не жалейте железо, человеческая жизнь и здоровье дороже (собственная свобода — тоже).

Лучше увести автомобиль в бордюр или ограждение, чем потом месяцами бегать по судам, оплачивать лечение пострадавшего или, не дай бог, нести уголовную ответственность.

Источник: https://www.drom.ru/info/misc/66744.html

Наезд на пешехода на пешеходном переходе: ответственность, порядок действий и судебная практика

Сбил пешехода на переходе

ДТП, в котором пострадал пешеход, уже само по себе серьезное происшествие, а если оно произошло на переходе, вина водителя многократно усугубляется.

Если некоторые водители не проявили должного рвения при изучении ПДД и успели забыть, чем грозит ДТП с наездом на идущего по зебре пешехода, настоятельно рекомендуем заполнить пробелы в знаниях.

Надеемся, что после прочтения этой статьи каждый водитель станет внимательнее на дорогах, включая зоны пешеходных переходов.

Наказание за наезд на пешехода на пешеходном переходе

Согласно ПДД, пешеходный переход — это зона дорожного полотна, где приоритет отдается лицу, передвигающемуся пешком. ДТП на переходе — дорожное происшествие, предполагающее наличие движущегося транспортного средства (ТС) и пешего гражданина.

Независимо от причины столкновения, при аварии на переходе фактически при любых обстоятельствах виновным является водитель ТС (кроме ситуации, когда гражданин сознательно бросается под колеса).

Законодательством предусмотрены следующие виды ответственности в зависимости  от степени тяжести ущерба, нанесённого пешеходу:

  • гражданская;
  • административная;
  • уголовная.

Поскольку меры, применяемые к нарушителю, могут существенно различаться, рассмотрим подробнее, что грозит водителю, который совершил наезд на человека на пешеходном переходе.

Этот вид ответственности возникает вследствие нанесения вреда пострадавшему источником повышенной опасности, согласно ст. 1079 Гражданского Кодекса (ГК РФ),:

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов … и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Важно: если водитель не является виновником ДТП, он всё равно обязан возместить пострадавшему нанесённый ущерб. При этом наказание за сбитого пешехода на пешеходном переходе в 2020 году, согласно положениям ст. 1083 ГК РФ, может быть отменено либо уменьшен размер возмещения:

Вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда … размер возмещения должен быть уменьшен.

Административная ответственность

Этот вид ответственность установлен Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Ст. 12.24 предусматривает за нарушение ПДД, в результате которого здоровью потерпевшего был причинён вред:

  • лёгкий — штраф 2,5–5 тыс руб либо лишение прав на 1–1,5 года;
  • средней тяжести — штраф 10–25 тыс. руб. либо лишение прав на 1,5–2 года.

Лёгкий вред здоровью соответствует кратковременному (до 21 дня) его ухудшению, вред средней тяжести — при неопасном, но длительном (более 21 дня) расстройстве здоровья.

Уголовная ответственность

Это наиболее серьезная мера ответственности, привлечение к которой осуществляется при нанесении серьезного вреда здоровью пострадавшему, вплоть до летального исхода. Меры наказания установлены ст. 264 Уголовного кодекса (УК РФ).

УК РФ разделяет ответственность за нанесение вреда здоровью потерпевшего водителем, находившемся в момент аварии в трезвом виде и в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, учитывается, оставлял ли виновный водитель место совершения ДТП или нет:

  • если виновный водитель был трезв и не оставлял место происшествия, применяется одна из следующих мер (ч. 1 ст. 264):
    • ограничение свободы до 3 лет;
    • принудительные работы до 2 лет;
    • арест до 6 мес;
    • лишение свободы до 2 лет;
  • если нарушитель ПДД в момент наезда на пешехода был пьян или оставил место ДТП, применяется (ч. 2 ст. 264):
    • принудительные работы до 5 лет;
    • лишение свободы от 3 до 7 лет.

Максимальную ответственность УК РФ предусматривает за нарушение ПДД, повлёкшее смерть потерпевшего.

Если в результате  ДТП пешеход скончался, то законодательством предусмотрено наиболее суровое наказание для виновного водителя. Ст. 264 УК РФ дифференцирует его в зависимости от обстоятельств.

Если водитель был трезв в момент наезда на пешехода и не оставлял место происшествия, то, согласно ч. 3  ст. 264 УК РФ наезд на пешехода со смертельным исходом

…наказывается принудительными работами на срок до четырёх лет … либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Пьяный виновник ДТП либо оставивший место его совершения, согласно ч. 4 ст. 264 УК РФ

…наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Ответственность ещё более ужесточается, если в результате аварии погибают два человека и более. Максимальное наказание для трезвого водителя, не убежавшего с места совершения ДТП (ч. 5 ст.

264) — лишение свободы до 7 лет, для пьяного или покинувшего место аварии — от 8 до 15 лет.

Стоит отметить, что под состоянием опьянения понимается наличие в организме не только этилового спирта в определённой концентрации, но и наркотических, психотропных или психоактивных веществ.

Дтп по вине пешеходов

ДТП на переходах происходят и по вине пешеходов. В этом случае наступает обоюдная ответственность: водитель должен возместить ущерб, нанесённый пешеходу, а тот, в свою очередь,  компенсировать вред, нанесенный ТС. Об этом говорится в п. 1 ст. 1064 ГК РФ:

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Первая часть касается и случаев, в которых водители получили травмы. В таких ситуациях ответственность за тяжкие телесные повреждения при ДТП возлагается на виновного пешехода. В ч. 2 этой же статьи указано, что:

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Ответственность водителя, если в ДТП виноват пешеход, зависит тяжести последствий аварии.

Что делать, если сбил человека

Порядок действий водителя при наезде на пешехода следующий:

  • остановить машину и включить «аварийку»;
  • обезопасить пострадавшего, огородить его от других ТС;
  • поставить знак аварийной остановки;
  • вызвать скорую помощь и патруль ГИБДД;
  • выключить запись видеорегистратора (при его наличии), чтобы сохранилась запись момента аварии;
  • оказать первую помощь потерпевшему (если такими навыками водитель не обладает, то лучше дождаться приезда медиков, чтобы не причинить ещё больший вред);
  • дождаться приезда указанных служб и присутствовать при оформлении протокола ДТП.

Наезд на пешехода задним ходом

При наезде на человека на переходе задним ходом виновным однозначно становится водитель, так как, согласно п. 8.12 ПДД:

Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот.

В соответствии с п. 8.11 ПДД:

Разворот запрещается на пешеходных переходах…

Поэтому когда кто-то сбивает человека на автомобиле задним ходом, то, в зависимости от тяжести последствий, виновный будет подвергнут мерам гражданской, административной либо уголовной ответственности..

Причины и статистика аварий с пешеходами

Чаще всего виновником аварии на пешеходном переходе являются водители. Это случается по следующим причинам:

  • превышение скорости;
  • нарушение ПДД;
  • плохая видимость на нерегулируемом переходе;
  • отсутствие навыков вождения;
  • внезапный острый приступ какого-либо заболевания, например, инфаркт;
  • сильное утомление, неадекватная реакция на ситуацию на дороге;
  • неисправность ТС;
  • сложные дорожные условия, например, гололёд.

Авария по вине пешехода может быть спровоцирована:

  • несоблюдением ПДД;
  • алкогольным или наркотическим опьянением;
  • резким ухудшением самочувствия.

Фактор случайности присутствует в случае виновности как водителя, так и пешехода. Но по статистике доля таких ДТП гораздо меньше, чем аварий, спровоцированных другими причинами.

Приведём статистику ДТП на пешеходных переходах с участием пешеходов по данным ГИБДД по РФ за 2017 год (данные взяты с официального сайта ГИБДД):

  • количество ДТП — 19591, из них:
    • по вине водителей — 16871;
    • по вине пешеходов — 1733;
  • число погибших — 1076 человек;
  • число раненых — 19569 человек.

Для сравнения те же показатели за 2016 год:

  • количество ДТП — 18498, из них:
    • по вине водителей — 15573;
    • по вине пеших людей — 1639;
  • погибшие — 1024 человек;
  • раненые — 18498.

Тенденция неутешительная количество ДТП на пешеходных переходах демонстрирует рост. Соотношение виновных водителей и виновных пешеходов остается на одном уровне: примерно 10 к 1.

ДТП на переходах с участием граждан, передвигающихся пешком, происходят ежедневно в разных регионах страны. Судебная практика по таким делам весьма разнообразна, для иллюстрации рассмотрим два наглядных и часто встречающихся примера.

Гр. Иванов, двигаясь на своем автомобиле по улице, не заметил человека на нерегулируемом неосвещённом пешеходном переходе, но успел затормозить в самый последний момент. Пострадавший упал и получил ушиб руки.

Были вызваны сотрудники ГИБДД и неотложка. На судебном заседании гр. Иванову была вменена, согласно ст. 12.

24 КоАП, мера наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей и присуждена выплата компенсации пострадавшему пешеходу в размере 2 000 рублей.

Гр. Петров, будучи пьяным за рулем своего автомобиля, проехал на красный свет и сбил гр. Сидорова на пешеходном переходе. Свидетели происшествия вызвали скорую и сотрудников ГИБДД. Пострадавший гр. Сидоров скончался по пути в больницу. После рассмотрения всех обстоятельств ДТП суд приговорил гр. Петрова согласно ч. 4 ст. 264 УК РФ к 5 годам лишения свободы.

Источник: https://AvtoPravil.net/naezd-na-peshehodnom-perehode.html

Что делать, если сбил пешехода

Сбил пешехода на переходе

Даже законопослушность водителя, увы, не всегда является страховкой от ДТП. Плотное городское движение, торопливые пешеходы, иные погодные и форс-мажорные обстоятельства – причин для ДТП немало. Что делать водителю, если он сбил пешехода, и какое наказание предусмотрено в каждой конкретной ситуации?

статьи:

  1. Что делать?
  2. Наказание
  3. Компенсация

Что необходимо предпринять водителю, если он сбил пешехода?

За один только 2013-й год, согласно статистике, произошло почти 11000 ДТП по вине пешеходов, летальных исходов при этом – 1715. Причем, виновными признаны именно водители (85% случаев). Мотив для обвинительного приговора – наличие у водителя возможности избежать столкновения.

Независимо от обстоятельств происшествия, есть основные правила действий при ДТП.

Итак, что нужно помнить водителю?

  1. Первое, что нужно помнить: категорически запрещено убирать/перемещать авто с места аварии. В противном случае может быть составлен административный протокол о нарушении п.2.5 ПДД с последующим лишением прав на срок до 2-х лет.
  2. Дальнейшие действия – оказать пострадавшему первую помощь, вызвать ему «Скорую» и вызвать ГИБДД. Перемещать пострадавшего запрещено во избежание нанесения еще большего вреда. Неоказание помощи пострадавшему грозит уголовной ответственностью (ст.125, Оставление в опасности). Если на ожидание «Скорой» нет времени, а жизнь пострадавшего в опасности, следует сделать все ключевые звонки, остановить попутную машину и доставить человека в больницу. Но свое авто перемещать категорически запрещено.
  3. Сообщаем о ДТП в свою страховую компанию.
  4. Выставляем аварийный знак на участке начала следов торможения и включаем «аварийку», согласно ПДД. Нарушение ст.12.27 ч.1 грозит штрафом.
  5. Срочно ищем адвоката, если пешеход был сбит насмерть (на такой форс-мажорный случай желательно иметь в записной книжке полезные телефоны). Адвокат, в отличие от водителя в состоянии шока, будет способен к адекватной оценке ситуации. Водитель же, не знающий всех тонкостей закона, может «наломать дров» при отсутствии адвоката.
  6. Фиксирование событий. При наезде на пешехода следует с самого начала все, что происходит, снимать на камеру: видеорегистратор (его вообще не выключаем до самого окончания оформления ДТП), планшет, с помощью телефона или фотоаппарата – все, что есть под рукой, и, желательно, с фиксированием даты и времени происшествия на видеозаписи. Съемка не должна прекращаться даже при оформлении ДТП прибывшими на место органами ГИБДД.
  7. Снимаем (фотографируем) место ДТП в подробностях. То есть, расположение автомобиля после ДТП, его тормозной путь и пр. Если дорога была мокрой – фиксируем мокрый асфальт на снимках (можно включить фары – для четкости данного факта на фото). Также фиксируем все материальные следы аварии, наличие осколков стекол и пр. – их расположение, все повреждения авто, расположение дорожных знаков и пострадавшего относительно вашего авто.
  8. Замеряем тормозной путь в присутствии незаинтересованных свидетелей. Сразу записываем координаты и ФИО свидетелей. Ищем свидетелей именно развития ситуации до ДТП и в момент непосредственно аварии.
  9. Находимся рядом со следователем в момент составления протокола, контролируем процесс и фиксируем цифры замеров, показываемые на рулетке.  
  10. Составленный сотрудниками ГИБДД протокол тщательно проверяем на предмет правильно записанных данных об аварии: ФИО свидетелей и пешехода, схема аварии, размер тормозного пути, адрес аварии, фиксация всех материальных следов на месте ДТП, положение потерпевшего и авто, место, на которое упали вещи сбитого пешехода, все повреждения дорожного полотна и прочих препятствий, местоположение свидетелей, мокрый/сухой асфальт и пр. При несогласии с протоколом требуем внесения изменений. Помните: максимальная детализация в протоколе – возможность доказать свою невиновность. И в этом деле не может быть никаких мелочей.

На заметку:

  1. Если ДТП было зафиксировано видеорегистратором водителя-свидетеля, запись обязательно приобщается к делу о ДТП.
  2. Если водителя после ДТП сразу везут в больницу, следует найти компетентного адвоката еще до 1-й встречи со следователем.
  3. Скорость авто до аварии вычисляется, как известно, по длине тормозного пути. И при доказанном факте превышения скорости водителя признают виновным даже при вине пешехода в ДТП.
  4. Также виновным будет признан водитель, если будет доказан факт технической возможности избежать аварии (опять же, даже при вине пешехода в ДТП).

Невзирая на презумпцию невиновности, водитель априори виноват в аварии. Поэтому не стоит полагаться на ГИБДД – ищите свидетелей, фиксируйте каждую мелочь и доказывайте свою невиновность.

Какое наказание грозит водителю за сбитого пешехода?

На текущий момент самое распространенное ДТП – именно наезд на пешехода. И ситуаций, при которых происходят подобные аварии – множество. Какое наказание грозит водителю в каждой конкретной ситуации?

Стоит отметить, что водитель в данном случае несет не только административную и уголовную, но и гражданско-правовую ответственность. То есть, пострадавший пешеход имеет право подать иск  против водителя. Что касается вреда, причиненного здоровью, его, соответственно закону, разделяют на…

  1. Тяжкий. Он определяется с помощью судебно-медицинской экспертизы. Арест от 6 месяцев до 5-ти лет.
  2. Средний – более 3-х недель лечения. Арест до 15-ти суток, лишение прав до 6-12 мес. или штраф, равный 5-8 МРОТ (ст.12.24).
  3. Легкий – менее 3-х недель лечения. Арест до 15-ти суток, лишение прав до 6-12 мес. или штраф, равный 5-8 МРОТ (ст.12.24).

Подробнее о видах ответственности водителя

Как известно, вид ответственности напрямую зависит от сопутствующих аварии факторов и тяжести ее последствий. Законом установлено 3 вида ответственности для автовладельца:

Гражданская ответственность

Она предполагает решение вопросов, связанных с возмещением материального вреда пешеходу.

  1. Вред возмещает тот, кто его нанес. При единогласии в оценке ДТП между участниками аварии и наличии полисов гражданской ответственности ущерб оплачивается страховой компанией. При разногласиях все вопросы решает суд.
  2. ОСАГО. При причинении вреда здоровью или убытка пешеходу страховая компания должна возместить расходы, но только до определенного предела. Сумму, превышающую этот предел, оплачивает виновник ДТП.  
  3. Отсутствие ОСАГО у водителя или просроченный полис грозит водителю штрафом и запретом на эксплуатацию авто (снятие гос/номера).

Административная ответственность

Этот вид ответственности наступает за нарушение ПДД, вследствие которого был причинен вред здоровью пешехода легкой/средней степени тяжести.

  1. Наказание предполагает (КоАП) штраф (оплачивается в течение 1 мес.), предупреждение (прим. в письменной форме), конфискацию авто и лишение прав (причины – грубые нарушения), а также административный арест до 15-ти суток.
  2. Неприменим административный арест к следующим категориям людей: инвалиды 1-й и 2-й группы, будущие мамы, мамы с детьми до 14-ти лет, дети до 18-ти лет, военные и призывники, а также сотрудники ОВД, таможенной и пожарной службы, органов контроля над оборотом наркот/средств, сотрудников уголовно-исполнительной системы.
  3. Наказание при административном производстве: штраф – 2500-25000 р, лишение прав на 1-2 года.

Уголовная ответственность

Она наступает вследствие нарушения правил, которые привели к нанесению тяжкого вреда здоровью пешехода или к его кончине (исключительно по решению суда).

  1. Вину доказывают госорганы, невиновность – сам автовладелец. Причем, привлечь водителя могут сразу ко всем видам ответственности.
  2. Пешеход сбит на пешеходном переходе. Наказание зависит от сопутствующих факторов (вина водителя, тяжесть нанесенного вреда пешеходу): возможна, как административная, так и уголовная ответственность. От штрафа до ареста сроком до 5-ти лет.
  3. Наказание при уголовном производстве: лишение прав до 3-х лет и лишение свободы до 9-ти лет.

Подробнее о видах наказания водителя при ДТП с участием пешехода

  1. Пешеход сбит вне пешеходного перехода. Наказание зависит от сопутствующих факторов и тяжести вреда, нанесенного здоровью пешехода. В данном случае проверка проводится по вопросам – нарушил ли водитель ПДД, исправно ли было авто в момент наезда.

    Если доказана невиновность водителя, то он не несет ни административную, ни уголовную ответственность. При нанесенном вреде легкой/средней тяжести уголовное дело не заводится даже при условии вины водителя (административное разбирательство).

  2. Пешеход сбит насмерть по неосторожности.

    Наказание: принудительные работы до 4-х лет + лишение прав до 3-х лет или лишение свободы до 5 лет + лишение прав до 3-х лет (ст.264). Во внимание принимается наличие возможности избежать столкновения, состояние водителя (был ли трезвым), есть ли судимость и пр.

  3. Водитель был пьян, ехал с нарушением ПДД и сбил насмерть более 2-х человек. Наказание: лишение прав до 3-х лет и лишение свободы до 9 лет + возмещение затрат в рамках гражданской ответственности.
  4. Водитель сбил пешехода и скрылся.

    Наказание: за побег с места ДТП – административная ответственность и штраф – 10-15 МРОТ, арест до 15-ти суток либо лишение прав до 1 года.

    Наказание за «оставление в опасности» сбитого пешехода – штраф до 80000 рублей, принудительные работы на 120-180 часов, исправительные работы до 1 года, арест до 3 месяцев либо лишение свободы до 12 месяцев (ст.125 и ст.264 УК).

  5. Водитель виновен в наезде на пешехода (с тяжелыми последствиями для последнего) и остался на месте аварии. Наказание: при причинении тяжкого вреда здоровью пешехода по неосторожности – до 5 лет лишения свободы (ст.264 УК).
  6. Водитель сбил пешехода (тяжкий вред здоровью) по неосторожности в состоянии опьянения. Наказание: до 7 лет лишения свободы с лишением прав на 3 года. Если погибло 2 и более пешеходов – лишение свободы до 7-9 лет с лишением прав на 3 года.

Права сбитого пешехода, компенсация

Независимо от того – кто виновник ДТП, водителю придется компенсировать убытки и причиненный вред здоровью пострадавшему пешеходу.

Сумма расходов, которые возмещает страховая компания (ОСАГО), ограничена определенным лимитом. Остальное (все, что свыше) выплачивает виновник аварии.

На какое страховое возмещение может рассчитывать пострадавший пешеход в рамках ОСАГО?

  1. Вред жизни и здоровью – максимально до 160 000 руб.
  2. Вред, причиненный имуществу – максимально до 120 000-160 000 руб. (в зависимости от числа пострадавших).

Размер выплаты рассчитывается в соответствии с главой 59 УК.

Компенсация за причиненный моральный вред устанавливается судом по иску потерпевшего к водителю.

На заметку о правоприменительной практике в РФ:

Обычно суды назначают…

  1. За вред здоровью средней тяжести – максимум 100 000 руб.
  2. За тяжкий вред здоровью, следствием которого стала инвалидность – максимум 500 000 руб.
  3. За причинение смерти – до 1 000 000 руб.

Освобождение водителя от возмещения ущерба возможно, если он докажет, что его вины не было либо вред был причинен в результате умысла пострадавшего пешехода.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Источник: https://pravo812.ru/useful/490-chto-delat-esli-sbil-peshekhoda.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.