Порядок осуществления приватизации

Порядок приватизации квартиры по договору социального найма: оформление комнат, участие несовершеннолетних и процедура отказа | Жилищный консультант

Порядок осуществления приватизации
213

Под приватизацией принято понимать передачу в частную собственность физических лиц жилых помещений, ранее занимаемых по договору соцнайма.

В законах России существует и альтернативный взгляд, допускающий возникновение прав владения относительно предприятий, средств производства и коммерческой недвижимости, но распространенная практика сложилась именно в сфере государственного и муниципального жилищного фонда. Введение процедуры позволило обеспечить граждан собственной жилплощадью, которой можно распоряжаться, обменивать и продавать.

Регулирование в частном секторе, включающем многоквартирные дома, производится законом №1541-1, который перенес более 30 редакций (действующая введена в 2012 году).

Помимо назначения ответственных лиц, описания процедуры передачи квартир и условий, норма описывает порядок оформления приватизации квартиры, возникающий у собственника по отношению к имуществу (раздел 3 «Обслуживание»).

Отдельные права собственников и нанимателей закреплены в ЖК РФ.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: +7 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему. Это быстро и удобно.

Недвижимость вручается на бесплатной основе, если на то есть достаточные основания: неиспользованное право и действующий договор найма. В ходе реализации приватизации должны быть учтены интересы всех прописанных жильцов и членов семьи. Исходя из данного положения, заявитель редко выступает в одиночку: аналогичные документы подписываются заинтересованными гражданами.

Государство не обладает правом на отказ, кроме как по основаниям, установленным законом. Это означает, что при соблюдении всех условий из разделов 1 и 2 ФЗ-1541-1, иной исход, кроме передачи собственности, невозможен.

Требования к приватизированной квартире

Муниципальное имущество, оформляемое при приватизации, должно соответствовать следующим признакам:

  • Находиться в реестре государственной собственности и быть передано физическим лицам по договору социальной аренды (найма). В отношении объектов должны отсутствовать ограничения по иным государственным программам.
  • Отсутствовать в списках на снос. Часть жилого фонда, который является аварийным или ветхим, участвует в программе переселения. Приватизация при этом возможна только в отношении новой жилплощади.
  • Не являться общежитием. Комнаты в подобных зданиях не выступают объектом приватизации.
  • Соответствовать изначальному техническому плану. Некоторые наниматели, длительно занимающие квартиру, производят перепланировку или вносят существенные изменения в несущие и конструкционные элементы жилья. Подобные помещения требуют предварительной легализации или возврата к первоначальному виду.
  • Не находиться под арестом. Возникновение подобного обременения связано с невыплатой коммунальных услуг или прочих решений, принятых в судебном порядке. Государство руководствуется соблюдением прав третьих лиц, в том числе самого себя.

Также приватизация невозможна, если при ее проведении как-либо ущемляются интересы детей.

Лица, проживающие в квартире, должны либо предоставить аналогичное заявление (участвовать в разделе помещения), либо написать отказ, заверенный нотариально.

Данные условия перечислены в рамках второго раздела ФЗ-1541-1.

Порядок приватизации квартиры

Порядок приватизации квартиры по договору социального найма:

  1. Гражданин оформляет соцнайм. Факт подтверждается соответствующим договором или ордером. Срок давности документа не влияет, если он последовательно перезаключался наследниками.
  2. Уведомляются лица, также проживающие в данном помещении. Согласие или отказ визируется в нотариальной конторе.
  3. Гражданин подает заявление совместно с прочими участниками приватизации. Государственными структурами, ответственными за прием документов, являются жилищные управления в органах местной власти. Во время первичного приема проверяется пакет бумаг.
  4. Дальнейшее рассмотрение производится специалистами жилищного управления, главой муниципалитета или его заместителями по имущественным вопросам.
  5. Длительность рассмотрения варьируется от пяти до тридцати рабочих дней. Максимальный срок, допустимый в рамках законодательства, составляет 2 месяца. Учитывая безусловность права, допустимо его отстаивание путем обращения в Прокуратуру или суд.
  6. По итогам заседания чиновников, издается постановление о заключении договора. Физические лица вызываются в администрацию для заключения соглашения.
  7. На основе подписанного документа производится дальнейшее оформление. Собственник оплачивает госпошлину за регистрацию прав (2000 рублей), но следует учитывать, что если владельцев несколько – сумма делится в равной пропорции.
  8. На основании договора о приватизации и заявления можно требовать в Росреестре закрепления имущества за новым хозяином. Сроки варьируются от 10 до 30 дней. По результатам процедуры выдается свидетельство государственного образца.

Список документов

Порядок приватизации квартирыв 2017 году обязывает предоставлять следующие бумаги:

  1. Документ, подтверждающий право проживания в помещении. Таковым может быть договор соцнайма или разрешительный ордер на вселение.
  2. Заявление, поданное на имя главы муниципалитета, на балансе которого находится квартира. Ознакомиться с типовым заявлением можно здесь: [Образец заявления на приватизацию].
  3. Справка о составе семьи выдается в том же органе местного самоуправления.
  4. Справка из Миграционной службы, удостоверяющая численность прописанных лиц (форма№9). Пример бланка можно скачать здесь: [Образец справки по форме №9].
  5. Паспорт заявителя и свидетельства о рождении несовершеннолетних членов семьи (детей, иждивенцев).
  6. Отказ от приватизации членов семьи и прописанных лиц, если они не выступают с инициативой вступления в общую собственность. Бланк отказа можно скачать здесь: [Образец отказа от приватизации].
  7. Доверенность, если заявление от остальных жильцов подается не при личной явке.
  8. Выписки из домовой книги (выдается в ТСЖ) и ЕГРП (можно заказать в Росреестре за 200 рублей).
  9. Справка о наличии права на приватизацию.

Особенности приватизации квартиры

В ходе постоянной доработки, в закон №1541-1 были внесены дополнительные положения, существенно отличающие приватизацию жилья от прочих видов собственности.

Граждане, решившие стать собственниками имущества, имеют право единоразово произвести оформление бесплатно. Данное ограничение введено в рамках статьи 11 закона о приватизации. При этом, если получателем было несовершеннолетнее лицо, достигнув 18 лет, оно снова приобретает соответствующее право, на этот раз без каких-либо исключений.

Статья 7 этого закона также запрещает исключать детей из процедуры приватизации. Никакая форма отказа не узаконит их выселение – подобное решение администрации и заявителя может быть обжаловано в суде в любой момент.

Даже если пойти на хитрость и предварительно выписать несовершеннолетнего, допустимо последующее оспаривание, основанное на кабальности и фиктивности выселения.

Также следует учитывать, что дети необязательно должны быть родственниками нанимателя – их права собственности защищаются вне зависимости от степени родства.

Пример по порядку приватизации квартиры

Гражданка, являющаяся нанимателем помещения, обратилась в администрацию за приватизацией. В подтверждающих документах она предоставила отказ своего брата от собственности.

Сотрудники администрации, проверяя документы, обнаружили, что у брата есть ребенок, который не прописан в квартире (живет по другому адресу), но соответствующая запись имеется в паспорте.

От женщины потребовали предоставления согласия от органов опеки, которое не было получено на основании действующей инструкции, поскольку никто из нанимателей не хотел проводить раздел имущества.

На основании отказа в администрации, женщина решила прибегнуть к приватизации квартиры в судебном порядке и подала иск. В ходе спора было учтено, что брат сохранил право на проживание в квартире. Согласно ФЗ-1541-1, лица, зарегистрированные в квартире, имеют равные права на приватизацию.

Анализируя документы, имеющиеся в Миграционной службе, судья пришел к выводу, что требования о привлечении органов опеки незаконны, поскольку брат не возражает против своего выселения, а его ребенок изначально не был зарегистрирован по данному адресу.

Приватизация таким образом признается законной.

Заключение

Порядок проведения приватизации квартиры связан с реализацией гражданских прав, закрепленных в Конституции. Поскольку жилплощадь – ресурс ограниченный, государственные органы должны учесть интересы всех жильцов, в особенности несовершеннолетних. Порядок приватизации, выраженный в ФЗ-1541-1, устанавливает:

  • Договорной порядок приватизации.
  • Обязанность самостоятельно собирать документы, наличие которых позволяет получить квартиру на безусловной основе.
  • Необходимость получения отказа или встречного заявления от всех зарегистрированных граждан.

Образцы заявлений и бланков

Порядок приватизации требует использования следующих бланков:

Вам будут полезны следующие статьи

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: +7 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему. Это быстро и удобно.

Источник: http://estate-advisor.ru/privatizaciya/process-privatizacii/poryadok-privatizacii-kvartiry/

Предпринимательское право России

Порядок осуществления приватизации

Порядок приватизации — урегулированный законом, программой приватизации, а также иными нормативными правовыми актами процесс принятия компетентными органами решений о приватизации в установленные сроки и их исполнения. Указанный процесс представляет собой последовательную совокупность (систему) юридических фактов.

Будучи сложным явлением, порядок приватизации состоит из следующих этапов:

первый этап — разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества (ст. 7, 8 Закона о приватизации);

второй этап — принятие решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 14 Закона о приватизации);

третий этап — исполнение решения о приватизации имущества предусмотренным законом способом.

Процедура (порядок) разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества определяется Правительством РФ на очередной финансовый год.

В подготовке прогнозного плана (программы) принимают участие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, федеральные государственные унитарные предприятия, а также открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, а также иные юридические лица и граждане. Заинтересованные органы и лица направляют свои предложения о приватизации федерального имущества в Правительство РФ.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов и органами местного самоуправления (п. 1 ст. 10 Закона о приватизации).

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о приватизации прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества ежегодно утверждается Правительством РФ.

Он (план) содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году.

В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом РФ решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий.

Другая особенность: акции открытых акционерных обществ «Газпром», «Единая энергетическая система России», а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области управления железнодорожным транспортом федеральные государственные унитарные предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на основании федерального закона (п. 3, 4 ст. 7 Закона).

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества, утвержденный Правительством РФ, направляется в Государственную Думу одновременно с проектом закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в составе прилагаемых к нему документов.

Решение об условиях приватизации федерального имущества принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации (пп. 7 ст. 6, п. 1 ст. 14 Закона о приватизации).

В решении должны содержаться следующие сведения: наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества); способ приватизации; нормативная цена; срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления); иные необходимые для приватизации имущества сведения.

Особые требования предъявляются решения об условиях приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия.

Права такого унитарного предприятия со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации до момента перехода права собственности на приватизируемое имущество к покупателю имущественного комплекса предприятия заметно ограничены (п. 3 ст. 14 Закона о приватизации).

Органы государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации государственного и муниципального имущества.

Стадия исполнения решений об условиях приватизации государственного и муниципального имущества характеризуется следующими действиями государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии с принятым решением об условиях приватизации имущества на этой стадии реализуется избранный способ приватизации имущества.

Итак, способ приватизации имущества — это предусмотренные Законом о приватизации, решением об условиях приватизации имущества правовые формы отчуждения государственного и муниципального имущества в частную собственность физических и юридических лиц.

Перечень способов приватизации, содержащийся в гл. IV Закона о приватизации, является закрытым. Это означает, что участники приватизационного процесса не вправе выбрать иной способ приватизации.

Для приватизации государственного и муниципального имущества могут быть использованы следующие способы (ст. 13 Закона):

  1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе (ст. 18 Закона);
  3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе (ст. 19);
  4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе (ст. 20);
  5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ (ст. 21);
  6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг (ст. 22);
  7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (ст. 23);
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены (ст. 24);
  9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (ст. 25);
  10. продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления (ст. 26).

Мы не согласны с мнением, что способы приватизации расположены в Законе о приватизации в определенном порядке: переход к следующему способу приватизации допускается, если предыдущий способ не может быть использован или не был реализован.

Конкретный способ приватизации предусматривается решением об условиях приватизации, а потому переход от одного способа приватизации к другому возможен только посредством внесения соответствующих изменений в решение об условиях приватизации.

Здесь нет очередности.

Подавляющее большинство способов приватизации относятся к продаже государственного или муниципального имущества. И только два способа — исключение (преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ). Рассмотрим их (способы) более подробно.

Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество есть разновидность реорганизации юридического лица. Путем изменения юридическим лицом своей организационно-правовой формы происходят прекращение деятельности одного юридического лица и возникновение нового.

В силу п. 2 ст. 13 Закона о приватизации приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии со ст.

11 настоящего Закона, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

В иных случаях приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными Законом о приватизации способами.

В рассматриваемом случае преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество приводит не только к изменению организационно-правовой формы юридического лица, но и к смене формы собственности.

Однако кроме решения о преобразовании унитарного предприятия в открытое акционерное общество Гражданский кодекс (п. 5 ст.

58) называет второй юридический факт: передаточный акт, в соответствии с которым осуществляется передача государственного или муниципального имущества акционерному обществу, возникшему в результате такого преобразования.

Тем не менее, способом приватизации является именно преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, а не передаточный акт. Последний используется и при продаже государственного или муниципального имущества различными способами приватизации, выполняя специальную (учетно-бухгалтерскую) функцию.

Закон о приватизации (п. 3 ст.

13) дифференцирует с учетом установленных критериев способы приватизации имущественных комплексов федеральных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, балансовая стоимость основных средств которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. МРОТ, а также имущества, соответствующего иным критериям, установленным Правительством РФ. В частности, приватизация такого имущества может осуществляться:

  • путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  • на аукционе;
  • на специализированном аукционе;
  • посредством продажи за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  • посредством внесения в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.

Приватизация имущества, не соответствующего указанным в п. 3 ст. 13 Закона о приватизации критериям, может осуществляться:

  • путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  • на аукционе;
  • на специализированном аукционе;
  • на конкурсе;
  • посредством внесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества (п. 4 ст. 13 Закона о приватизации).

Следующий способ приватизации — внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Во-первых, соответствующее решение о таком внесении принимается Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта Федерации, органом местного управления.

Во-вторых, в уставные капиталы открытых акционерных обществ могут быть внесены государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права.

В-третьих, доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования и приобретаемых соответственно публичными образованиями, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25% плюс одна акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических акционерных обществ.

В-четвертых, внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться: при учреждении открытых акционерных обществ; в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ (ст. 25 Закона).

Отличительная особенность данного способа приватизации заключается в том, что правовой формой сделки приватизации является в данном случае договор мены, а не договор купли-продажи имущества.

Источник: https://isfic.info/kommers/pred59.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.