Полномочия сотрудника дпс

Содержание

Права и обязанности сотрудника ГИБДД (выдержка из Административного регламента)

Полномочия сотрудника дпс

Основные права и обязанности инспекторов ГИБДД (а также других должностных лиц) при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения закреплены в Административном регламенте МВД, утвержденном приказом МВД от 23 августа 2017 г. N 664 и Федеральном законе от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О полиции».

Выдержка из Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения:

…6. Должностные лица при осуществлении федерального государственного надзора имеют право :

_______________

Статья 13 Федерального закона «О полиции».

6.1. Требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий.

6.2.

Проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан и должностных лиц разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, являющихся предметом федерального государственного надзора.

6.3.

Вызывать в полицию граждан и должностных лиц по находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову.

6.4.

Запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации, в порядке, определяемом МВД России и Министерством здравоохранения Российской Федерации, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий .

_______________

Далее также — «ДТП».

6.5. Патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка.

6.6.

Требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.

6.7. Составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.

6.8.

Доставлять граждан в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина; установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

6.9. Направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации .

_______________

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г.

N 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством».

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2015 г. N 37 «Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения».

6.10.

Осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения.

6.11.

Останавливать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанной на бумажном носителе информации о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в виде электронного документа ; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии.

_______________

Часть 1 статьи 32 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

6.12. Задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6.13.

Использовать информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное.

6.14.

Использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях — транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места ДТП поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба.

7. Должностные лица при осуществлении федерального государственного надзора обязаны:

7.1. Знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение.

7.2. Соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций.

7.3. Прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место ДТП, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, ДТП;

7.4. Оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует.

7.5. Выявлять причины административных правонарушений на транспорте и в области дорожного движения, а также условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению.

7.6. Обеспечивать в пределах своей компетенции безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах.

7.7. Принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб, участвовать в обеспечении общественного порядка при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.

7.8. Пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.

7.9. Участвовать в пределах своей компетенции в розыске лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, розыске и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, похищенных или угнанных транспортных средств.

7.10. Осуществлять государственный надзор за соблюдением требований нормативных правовых актов в области безопасности дорожного движения, регулировать дорожное движение, оформлять документы о ДТП.

7.11. Изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам.

7.12. Уведомлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.

8. Должностные лица при осуществлении федерального государственного надзора и исполнении функций по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности, в том числе безопасности дорожного движения, пользуются иными правами и выполняют иные обязанности сотрудников полиции, закрепленные в Федеральном законе «О полиции»..

Источник: https://www.zr.ru/content/docs/911728-prava-i-obyazannosti-sotrudnika/

7.1 Полномочия ГИБДД

Полномочия сотрудника дпс

8 (495) 928-17-68

    О том, что необходимо знать каждому гражданину при общении с сотрудниками полиции, см. Справку, подготовленную экспертами компании “Гарант”.Госавтоинспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция, ГИБДД) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.ГИБДД исполняет обязанности в области безопасности дорожного движения и общественной безопасности, в частности: 

    • контролирует строительство, состояние и ремонт автодорог;
    • контролирует конструкции и техническое состояние находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств;
    • контролирует в пределах своей компетенции перевозки тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов;
    • принимает квалификационные экзамены на получение права управления автомототранспортными средствами, выдает водительские удостоверения;
    • производит регистрацию и учет автомототранспортных средств;
    • организует и проводит государственный технический осмотр автомототранспортных средств;
    • регулирует дорожное движение;
    • участвует в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;
    • организует и проводит розыск угнанных либо скрывшихся с места нарушения транспортных средств;
    • ведет производство по делам об административных правонарушениях.  

    Составлять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения уполномочены сотрудники ГИБДД, а также участковые уполномоченные полиции. При исполнении обязанностей сотрудники должны находиться в форменном обмундировании, с нагрудным знаком, иметь служебное удостоверение.

    При выполнении сотрудниками Госавтоинспекции действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается.

    При контроле за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность для своевременного пресечения правонарушения. Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются. При контроле за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства.

    В темное время суток и в условиях ограниченной видимости сотрудник должен нести службу на освещенных участках дорог, иметь светящийся жезл и световозвращающее снаряжение.

    Технические средства для контроля за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о поверке, выдаваемое органами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (хранится в подразделении), и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств. Использование при контроле за дорожным движением технических средств, не предусмотренных табельной положенностью, не допускается.

    При выявлении нарушения правил дорожного движения сотрудник ГИБДД:

    • останавливает транспортное средство, пешехода с целью пресечения этого нарушения и осуществления производства по делу об административном правонарушении;
    • передает информацию о нарушении другому наряду сотрудников или в дежурную часть (при необходимости пресечения нарушения и невозможности принятия самостоятельных мер к остановке транспортного средства). 

    Сотрудники ГИБДД при несении службы имеют право: 

    • ограничивать или временно запрещать движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения, а также на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии, ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов;
    • запрещать при несоблюдении требований безопасности перевозку крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов;
    • запрещать эксплуатацию автомобилей, имеющих технические неисправности, создающих угрозу безопасности дорожного движения, и в других случаях, предусмотренных законодательством;
    • останавливать автомобили для проверки у водителей документов, предусмотренных ПДД, включая страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности, и изымать их в случаях, установленных законодательством;
    • отстранять от управления водителей:
    • в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения;
    • не имеющих документов на право управления или пользования автомобилем либо страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности;
    • водителей, управляющих транспортными средствами с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда);  
    • освидетельствовать на алкогольное или наркотическое опьянение водителей, создавших угрозу безопасности дорожного движения, направлять (доставлять) их в медицинские учреждения;
    • применять оперативно-технические и специальные средства для выявления и фиксации нарушений ПДД, контроля за техническим состоянием автомобилей;
    • задерживать и досматривать граждан и машины в случаях, установленных законодательством;
    • вызывать в Госавтоинспекцию граждан и должностных лиц по находящимся в производстве делам и материалам, получать от них необходимые объяснения, справки, документы (их копии);
    • составлять протоколы об административных правонарушениях, назначать в пределах своей компетенции административные наказания;
    • запрещать, в том числе со снятием государственных регистрационных знаков (до устранения причин) эксплуатацию автомобилей:
    • имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки;
    • с несоответствием маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах;
    • в других случаях, предусмотренных законодательством; 
    • использовать автомобили граждан (при необходимости – с отстранением водителя от управления) для доставки в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, а также в других экстренных случаях, предусмотренных законодательством.

    Примечание. Сотрудники ДПС не вправе использовать для этих целей автомобили специального назначения либо принадлежащие дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям.

    Сотрудники полиции имеют право применять имеющиеся на вооружении специальные средства для:

    • отражения нападения на граждан и сотрудников полиции;
    • пресечения преступления или административного правонарушения;
    • пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
    • задержания лиц, застигнутых при совершении преступления и пытающихся скрыться;
    • задержания лиц, которые могут оказать вооруженное сопротивление;
    • доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных, арестованных или заключенных под стражу лиц, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
    • освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
    • пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
    • остановки машин, водители которых не выполнили требование остановиться
    • выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
    • защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия. 

    В качестве специальных средств могут применяться:

    • специальные (например резиновые) палки;
    • специальные газовые средства (например слезоточивый газ);
    • средства ограничения подвижности (например наручники);
    • специальные окрашивающие и маркирующие средства;
    • электрошоковые устройства;
    • светошоковые устройства;
    • служебные животные;
    • световые и акустические специальные средства;
    • средства принудительной остановки транспорта;
    • средства сковывания движения;
    • водометы;
    • бронемашины;
    • средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;
    • средства разрушения преград. 

    Запрещается применять специальные средства:

    • в отношении женщин с видимыми признаками беременности, а также малолетних и лиц с явными признаками инвалидности, кроме случаев вооруженного сопротивления, группового либо иного нападения;
    • при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций. 

    Огнестрельное оружие сотрудник полиции имеет право применять в следующих случаях:

    • для защиты граждан или себя от посягательства, если он связано с насилием, опасным для жизни или здоровья;
    • для пресечения попытки завладения оружием, транспортным средством, специальной и боевой техникой полиции;
    • для освобождения заложников;
    • для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
    • для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
    • для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
    • для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц;
    • для остановки (путем повреждения) автомобиля, водитель которого создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным требованиям остановиться;
    • для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан;
    • для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным законом;
    • для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении. 

    Запрещается применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица, а также в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев вооруженного сопротивления, вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни людей.

    При применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан:

    • предупредить о намерении их использовать, если промедление в их применении не создаст непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и не повлечет иные тяжкие последствия;
    • стремиться к тому, чтобы оказываемый ущерб был минимально возможным;
    • обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить их родственников в возможно короткий срок. 

    Обо всех случаях смерти или ранения полиция обязана в течение 24 часов уведомить прокурора и близких родственников пострадавшего гражданина.

    Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом.

Moscow Laywer © 2012-2018 • Все права защищены

Источник: http://www.Moscow-Lawyer.com/polnomochiya-gibdd.html

Права и обязанности водителя при остановке сотрудниками ДПС ГИБДД в 2020 году

Полномочия сотрудника дпс

Любой автомобилист хоть раз сталкивался с остановкой его сотрудниками ДПС.

Многие просто не знают, как правильно вести себя с инспектором, на что обращать внимание и впадают в панику, даже если за ними нет никакой вины.

Чтобы не поддаваться панике при беседе с сотрудниками дорожно-патрульной службы, стоит предварительно изучить Кодекс об административных правонарушениях и Правила дорожного движения.

Права водителя при остановке машины инспектором ДПС

Водитель обязан остановиться по требованию инспектора. Остановке предшествует взмах жезла сотрудника. При этом водителю следует внимательно следить за действиями инспектора, чтобы понять, точно ли жест указывает на водителя.

Если инспектор указал на вашу машину, то он также укажет и на место для остановки. Остановка авто по требованию – обязанность водителя, иначе он становится нарушителем. Для остановки авто водителю нужно включить правый поворот и прижаться к обочине (если водитель из-за волнения включит другой поворотник, то ему грозит штраф).

Инспектор не может остановить авто без каких-либо оснований. Это будет считаться нарушением законодательства. Стоит обратить внимание, что ранее действующий Приказ МВД №185 утратил свою юридическую силу в 2017 году, и вместо него теперь действует Приказ МВД №664 от 2017 года. Существенных изменений в 2020 году не произошло.

Перечень причин для остановки

Существуют четко установленные причины остановить автомобиль. В их числе следующие:

  1. Водитель и его пассажиры нарушили правила дорожного движения (ПДД).
  2. Есть информация, что водитель или кто-то из пассажиров стали участниками дорожно-транспортного происшествия (ДТП) или иного противоправного деяния.
  3. Автомобиль находится в розыске или используется лицом незаконно.
  4. Водителя необходимо опросить об обстоятельствах нарушения, очевидцем которого он являлся.
  5. Сотрудник выполняет решение государственной инстанции об ограничении движения или о запрете движения.
  6. Водителя нужно привлечь для оказания помощи другим лицам или для того, чтобы они могли выступить в качестве понятых.

Еще одним основанием для проверки может стать проверка документов или права на перевозку определенных грузов. Сотрудник может проверить документы не только у водителя, но и у сопровождающих его лиц.

Ранее, если сотрудник останавливал машину по причине проверки документов, то в этом случае полицейский нарушал закон. Останавливать авто для проведения проверки допускалось только на стационарных постах полиции или КПП.

На данный момент это требование отменили, и инспекторы могут проверять документы по своему усмотрению вне зависимости от места.

Отказ от предоставления документов может стать основанием для привлечения водителя к ответственности по нормам Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

Возможным поводом для проверки документов является проведение спецопераций или особых распоряжений высшего руководства. Водитель может поинтересоваться, действительно ли в данном городе проходит спецоперация и попросить номер УВД для уточнения сведений.

По регламенту инспектор сам должен указать на основание остановки авто без дополнительных вопросов водителя.

Таким образом, первое, о чем необходимо помнить водителю, что остановить его могут по ограниченному перечню оснований. Если инспектор превышает свои полномочия, то нужно корректно на это указать.

Что делать после того, как машину остановила ДПС

После того как сотрудник ГИБДД остановил автомобиль, он (сотрудник) должен подойти к транспортному средству и представиться, назвав звание, должность и фамилию. После чего по нормам регламента он сообщает причину остановки автомобиля.

Водителю не стоит забывать, что он может попросить предъявить удостоверение для того, чтобы удостовериться, кто именно перед ним: сотрудник ГИБДД или мошенник. Если инспектор не предъявил служебное удостоверение, то это повод обратиться в полицию: срочно набрать 02 или 112 и сообщить об остановке инспектором без соответствующего удостоверения.

Сотрудник должен предъявить удостоверение в развернутом виде. На нем должны быть видны ФИО, срок действия документа. У многих инспекторов есть нагрудный знак, его номер также следует зафиксировать.

Водитель может уточнить номер дежурной части и позвонить туда для проверки: точно ли этот человек служит там, а также уточнить прочие обстоятельства произошедшего (например, правда ли, что на машину есть ориентировка). Необходимость узнать подразделение ДПС может быть вызвана и тем, чтобы заранее знать, куда жаловаться на возможные противоправные действия сотрудников полиции.

Право водителя на аудио- и видеофиксацию

Водитель может вести запись на диктофон или на видеокамеру. В дальнейшем это может стать уликой в суде в пользу водителя. съемка может стать доказательством нарушений со стороны инспекторов: например, в случае, если у водителя потребовали взятку или провели досмотр без участия понятых и без протокола.

Инспектор не может препятствовать использованию средств видеофиксации. Стоит учесть, что инспектор — это сотрудник полиции и на него не распространяются понятия неприкосновенности частной жизни. На основании ст. 8 «Закона о полиции» сотрудник не вправе препятствовать использованию видео- и аудиозаписи участником движения.

Запрет на видеосъемку допустим только в исключительных обстоятельствах, например, при проведении оперативных мероприятий или мероприятий, связанных с гостайной. Без веских оснований инспекторы не могут запретить снимать.

Сотрудник ГИБДД также может снимать на камеру разговор, но должен уведомить об этом факте водителя.

Водитель не обязан передавать водительские права инспектору и лучше этого не делать, достаточно только показать права. Если инспектор требует передать ему права, техпаспорт и полис лично в руки, то водитель может не исполнять его требования со ссылкой на Приказ МВД №664 (п. 219-222).

Когда водитель должен покинуть машину

При общении с сотрудниками ГИБДД водителю не следует выходить из машины: это не входит в его обязанности. Исчерпывающий перечень случаев, когда инспектор может попросить выйти из машины, приведен в Административном регламенте Приказа МВД №664 (п. 93.1). Водитель может остаться в машине и выслушать инспектора. Последний подходит со стороны водителя.

Водитель должен исполнить требование инспектора и выйти из авто в следующих случаях:

  1. В целях устранения неисправности машины.
  2. Если сотрудник ГИБДД уверен, что водитель в состоянии опьянения.
  3. Для сверки номеров агрегатов с имеющимися записями в техпаспорте.
  4. Для проведения досмотра машины.
  5. Если водитель подозревается в совершении преступного деяния.
  6. Если нужно участие водителя в оформлении документов или оказании помощи иным лицам.
  7. Если поведение водителя стало угрозой сотруднику полиции.

Выше приведен исчерпывающий перечень ситуаций, когда инспектор может потребовать покинуть машину.

Порядок осмотра и досмотра

Если в ходе осмотра инспектор попросил открыть багажник, то следует уточнить, просьба ли это или требование. Просьбу инспектора водитель выполнять не обязан, а требование должно сопровождаться подготовкой протокола досмотра с участием как минимум двух понятых.

Даже если водитель совершил нарушение, то он может предоставить объяснение содеянному. Указанная причина может стать смягчающим обстоятельством при назначении штрафа и вносится в протокол.

Но водитель может так же ничего не объяснять: нормы Конституции позволяют не свидетельствовать против себя и родственников. Таким образом, водитель не обязан отвечать на все вопросы, которые ему задает инспектор.

Такое право за ним закрепляет ст. 51 Конституции РФ.

Определение факта нарушения и подготовка протокола

Дальше сложившаяся ситуация может складываться по-разному: инспектор может пожелать водителю счастливого пути и отпустить его либо инкриминировать правонарушение. В последнем случае стоит уточнить у инспектора, есть ли у него доказательства случившегося: например, фото- и видеосъемка.

Если водитель совершил нарушение правил дорожного движения, соответствующая запись появилась на оборудовании, то ему выписывают протокол.

Водителю следует подходить к подготовке административного протокола максимально ответственно. Нужно помнить о таком понятии, как презумпция невиновности: никто не может быть признан виновным, если его вина не будет доказана. От инспектора нужно требовать предъявления прямых доказательств его вины.

Доказывать вину обвиняемого должен тот, кто его обвиняет. При подготовке административного протокола многие инспекторы требуют, чтобы водитель пересел к ним в машину.

Это не является обязательным, кроме случаев оформления протокола задержания. Водитель на законных основаниях может отказаться ставить свою подпись в протоколе.

Иногда полицейские могут подделать подпись водителя: это грозит им уголовной ответственностью.

На основании п.

134, 151, 168, 211 Административного регламента Приказа МВД №664 в случае, если инспектор обнаружил превышение скорости, задержал машину, изъял из нее какие-либо вещи, то на все эти действия у него должны быть документы: в зависимости от мероприятия таким документом может стать акт (при осмотре авто), постановление или протокол (при досмотре). Отсутствие таких документов может стать основанием для признания результатов недействительными. Водитель может изучить протокол и внести в него уточняющие сведения. Это помогает оспорить штрафы и получить компенсацию причиненного вреда.

Если водитель не согласен с тем, что он совершил нарушение, то в строке «Подпись нарушителя» он исправляет ее на «Подпись водителя» и указывает фразу «Не согласен». В графе с указанием свидетелей водителю следует проставить прочерки, чтобы сюда не вписали случайных лиц.

Право не подписывать протокол вовсе или указывать в нем разногласия гарантировано водителю на основании 28.2 КоАП.

Водителю следует взять себе копию протокола, а инспектор обязан ее предоставить: она потребуется на случай оспаривания. В большинстве случаев протоколы могут содержать нарушения КоАП.

Прочие права

Важно учесть, что водитель вправе не оплачивать выписанный штраф на месте. Он не уплачивает штраф напрямую инспектору, более того, это считается нарушением закона и приравнивается к даче взятки по ст. 290, 291 УК. Если инспектор вымогает деньги у водителя, то водитель вправе отказаться или написать жалобу на действия сотрудника.

Также водитель имеет право не отдавать водительские права без решения суда, даже если ему грозит лишение права управления ТС по причине опьянения или пересечения двойной сплошной (на основании п. 221 Административного регламента Приказа МВД №664). Пока решения суда не будет, водитель может продолжать пользоваться правами. Но когда решение суда уже вступило в законную силу, водитель должен передать права в течение 3 дней, иначе сроки действия лишения прав будут приостановлены.

Когда у инспектора есть подозрения, что водитель находится в нетрезвом состоянии, такому водителю могут предложить пройти проверку на алкоголь.

Но водитель имеет право отказаться от нее в пользу прохождения процедуры проверки в медицинском учреждении: в этом случае ему предстоит пройти медицинское освидетельствование.

Право на прохождение освидетельствования может пригодиться при наличии сомнений в точности алкотестера, так как оно дает более точные результаты. Но отказ от прохождения освидетельствования приравнивается по нормам КоАП к нахождению в состоянии опьянения и грозит водителю крупным штрафом и лишением прав.

https://www.youtube.com/watch?v=ghlSpg0AJqY

Водителю не следует забывать еще об одном праве: о праве на жалобу, защиту своих прав и получение компенсации убытков. Если инспектор нарушает права водителя, и был причинен ущерб, то водитель может  обжаловать принятое решение.

Запоминаем

Таким образом, в случае остановки авто водителю не следует забывать о своих законных правах и обязанностях.  В числе ошибок, которые чаще всего совершают водители, значатся:

  1. Выходят из машины, когда инспектор об этом их не просил.
  2. Не пользуются своим законным правом на проведение аудио- и видеосъемки.
  3. Не интересуются основанием для остановки транспортного средства.
  4. Забывают проверить удостоверение в развернутом виде.
  5. Открывают багажник по первой просьбе.
  6. Хамят или заискивают с инспектором.
  7. Отвечают на все вопросы инспектора.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/transport/ostanovilo-gibdd.html

Новые права и обязанности инспектора ДПС

Полномочия сотрудника дпс

Многие автолюбители не сильны в актуальных законах, что влечёт за собой совершение незаконных действий со стороны сотрудников ДПС. Согласно статистике, инспекторы редко нарушают регламент деятельности и не берут во внимание законные права автолюбителей довольно часто.

Что делать водителю, если столкнулся с неправомерным поведением правоохранительных органов на дороге? В этом случае поможет памятка водителю при общении с ДПС в 2017 году.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию: +7 (499) 504-88-91 Москва
+7 (812) 385-57-31 Санкт-Петербург

Наиболее важные нововведения, принятые в 2017 году, упоминаются в приказе №664:

  • Работники ГИБДД теперь могут снимать нарушения на камеру там, где находятся временные знаки. Если знак не был убран в установленное время, то нарушители в зоне «просроченного» знака не будут оштрафованы.
  • Сотрудник ДПС отныне не имеет право препятствовать водителю производить фото- или видеосъёмку.

СПРАВКА. Сотрудник может попросить прекратить снимать его, ссылаясь на 24 статью Конституции РФ, запрещающую сбор данных о частном лице без его согласия. В этом случае можно напомнить, что сотрудник ГИБДД при исполнении не является частным лицом.

  • У автоинспектора больше нет права на месте остановки автомобиля лишать водителя прав и снимать регистрационные номера.
  • Теперь водитель обязан передавать документы для проверки без цепочек и скрепок. Если ранее это не возбранялось, теперь инспектор может вернуть документы, попросив предъявить их «в чистом виде».
  • Сотрудник ДПС не может снимать ксеноновые фары, но в праве выписать штраф на сумму от 500 до 5000 рублей, а также дать старт судебному делу по лишению водительских прав.
  • Теперь в ГИБДД нельзя получить справку о дорожно-транспортном происшествии. Это справки, которые требуются страховой компании как подтверждение факта ДТП. Сотрудник правоохранительных органов на дороге выдаст протокол о штрафе или протокол об отказе или возбуждении административного дела.

В приказе Министерства внутренних дел №664  изложены основаниях, на которых инспектор ГИБДД имеет право останавливать транспортное средство. Сюда входят:

  • в автомобиле находятся лица, причастные к совершению преступлений или ДТП;
  • машина разыскивается;
  • необходимость провести опрос находящихся в машине как свидетелей преступления или ДТП;
  • потребность в понятых, которыми могут стать пассажиры автомобиля;
  • потребность использовать автомобиль сотрудниками правоохранительных органов;
  • проверка документов;
  • проведение мероприятий, цель которых — устанавливать личность водителей и проверять грузы;
  • водитель нарушает ПДД.

Другие основания для остановки считаются недопустимыми и являются нарушением служебной дисциплины сотрудников Госавтоинспекции.

Обязанности сотрудника ДПС после остановки автомобиля

Закон гласит, что грубость по отношению к водителю — серьёзное нарушение. После остановки машины инспектор должен общаться вежливо.

Во время обращения к водителю полицейский должен отдать честь, сказать своё имя и звание, после чего назвать причину остановки.

Если к сотруднику обратился сам водитель или пешеход, инспектор также обязан представиться, после чего оказать помощь по возникшим вопросам.

Нагрудный значок работника должен находиться в зоне видимости для водителя. Это нужно для того, чтобы в случае возникновения претензий к сотруднику, назвать номер знака.

Своё удостоверение инспектор должен показать водителю, но не давать его в руки. У сотрудника ДПС нет права ставить любые отметки в документах водителя.

Если каким-то образом в документах обнаружатся деньги, водитель должен забрать их сам.

Говоря о том, кто останавливает автомобили, нужно учитывать сам транспорт. Регулировщики могут останавливать легковые авто, в то время как грузовой транспорт останавливается в специальных отмеченных местах.

Также не возбраняется применение сигнального свистка инспектором, чтобы привлечь дополнительное внимание автомобилиста.
Езда без документов, что грозит водителю за данное правонарушение можно узнать прочитав здесь.

Права стажёра инспектора ДПС

В соответствии с приказом Министерства внутренних дел №942, стажёр не имеет права производить следственные действия, регулировать дорожное движение, оформлять документы и составлять протоколы, а также быть ознакомленным с документами, в которых содержится тайна государственного уровня.

У стажёров есть право останавливать автомобили и проверять документы. Его действия опираются на Конституцию Российской Федерации, закон «О полиции» и другие акты, регулирующие деятельность сотрудников правоохранительных органов.

Что имеет право проверять инспектор?

Первое, что проверяет инспектор ДПС — аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки. Они нужны, чтобы правильно эксплуатировать транспортное средство. Стоит отметить, что отсутствие данных атрибутов — не всегда нарушение.

Вероятно, водитель мог помочь другому водителю потушить автомобиль, а теперь едет, чтобы приобрести новый. Тем не менее, инспектор составит протокол, в которой нужно вложить записку, объясняющую отсутствие вышеупомянутых предметов.

Что касается техосмотра, то инспектор имеет право проверять его только у транспорта такси, общественного или перевозящего опасный груз транспорта, на личные автомобили это правило не распространяется.

СПРАВКА. С 2017 года процедура технического осмотра записывается на камеру.

Страховка — обязательный документ наряду с правами и документами на автомобиль, поэтому у инспектора есть право проверить её. Обычно она нужна после аварии.

Многие водители любят тонировать стёкла, поэтому у сотрудников ГИБДД есть право измерить степень тонировки. Производить замер можно исключительно при наличии специальных приборов, указанных в ГОСТе.

Как оспорить неправомерные действия сотрудника ДПС?

Чтобы обжаловать неправомерные действия сотрудника, можно обратиться в следующие инстанции:

  • Управление Госавтоинспекции. Нужно написать заявление на сотрудника, действия которого водитель счёл неправомерными, после чего передать заявление начальству. Жалобу можно отдать лично в руки или отправить по почте.
  • Суд. Можно обратиться в суд, если разрешить конфликт до судебного разбирательства не удалось.

Ознакомиться с новым регламентом ГИБДД 2017 можно здесь:

Заключение

Водители должны осознавать, что инспектор ДПС выполняет свои обязанности, поэтому не стоит паниковать. Автолюбители защищены законодательно, поэтому важно знать права и обязанности сотрудников ДПС, чтобы пресечь возможные неправомерные действия.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию: +7 (499) 504-88-91 Москва
+7 (812) 385-57-31 Санкт-Петербург

Источник: https://avto-ur.com/na-doroge/obshhenie-s-gibdd/prava-i-obyazannosti-dps.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.